Розмір тексту

Глава 1. От сотворения мира до призвания князей. Очерк второй, предисторический. Часть первая. Тацит. Направления миграции славян.

Древние славяне Древние славяне | Картина Иванова С.В., 1909 г.

Уже в первом веке новой эры, с нашими предками случилось то, что рано или поздно случается с каждым народом на определенном этапе его развития — они «вляпались в историю».

Причем именно «вляпались», так как первые упоминания о славянах мы находим в истории других народов, причем миссия славян во всех этих источниках одна и та же, служить иллюстрацией силы и воинской доблести чужих воинов и правителей. Другими словами, в первых столетиях по Р. Х. славян заметили и стали планомерно и методично унижать и грабить. Обидно, конечно, но есть в этом и положительный момент, состоящий в том, что, очевидно, к этому времени славяне достигли достаточно высокого уровня социально-экономического развития, сделавшим набеги на них интересными не только с военной, но и с меркантильной точки зрения — у них было что взять.

Обычно первым упоминанием славян в письменных источниках считается текст ’Естественной истории Гая Плиния Секунда Старшего (24-79 гг.). В нем говорится о некоем племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скирами и хиррами. Согласно же российской историографии, этих самых венедов и принято считать нашими далёкими предками. Вспоминает о венедах и Тацит в своей «Германии». Причем характеристика, данная им древним славянам, по моему мнению, была бы вполне уместной в описании современной истории украинцев: «Все они живут в грязи, а знать в бездействии!»* Спорить трудно.

Хотелось бы обратить внимание на один немаловажный нюанс — древние историки определяют ареал обитания славян в районе между Вислой и Тисой. Мы же помним слова летописца о расселении «по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская». Что заставило наших предков покинуть места, благоприятные для проживания и удалиться в области с более суровым климатом? Доподлинно не известно, но как считают многие исследователи**, вынудили славян податься в леса и болота те, кто на протяжении всей нашей дальнейшей истории будут основным фактором, оправдывающим нашу отсталость — враги. А врагов на Дунае у славян было множество: с запада — кельты, с севера — германцы, с востока — азиатские кочевники, с юга — римляне. Сила и амбиции соседей, наверняка, делала жизнь славян на Дунае не совсем комфортной, и с этой точки зрения, миграция могла быть вполне оправданной. Остается вопрос направления движения. Ведь не секрет, что основными направлениями миграции народов времен великого переселения были юг и запад, на территории Римской империи. Именно там были сосредоточены богатства мира, там был центр современной культуры. Удачный исход мероприятия, гарантировал участникам серьезные материальные дивиденды, возможность ускорить развитие за счет приобщения к достижениям цивилизации и множество других благ. Почему же наши предки избрали другой путь?

Несомненно, враждебные действия, направленные против сильнейшего, на тот момент, государства, таили в себе огромные риски. История знает множество примеров, когда народы, наивные в своей первобытности, с открытым забралом шли на Рим, добиваясь локальных успехов, вселяя страх и сея панику среди римлян, по прошествии определенного времени были разбиты и исчезали навсегда, оставив короткий, но яркий след в истории. Другие народы, действуя более планомерно, вели с Римом многовековое соперничество, пройдя через победы и тяжёлые поражения, все же добились своего и получили в качестве приза великую цивилизацию и отличную инфраструктуру. Наши предки участвовать в этом процессе не захотели. Они пошли на северо-восток, практически в целинные, не занятые места. Думаю, уже тогда среди славянских вождей возникла и укоренилась поговорка, определившая на века политику восточнославянских народов: «Наша хата с краю». С краю от цивилизации, от культуры, от денег, от славы!

Справедливости ради, надо признать, что при выборе направления движения среди славянских вождей не было консенсуса. Часть из них все-таки повела своих людей на юг, где в столкновении с римлянами и другими народами смогли закрепиться на Балканах, образовав южную ветвь, некогда единого славянского племени. Есть версия, что убеждая людей двигаться на северо-восток, некоторые вожди пытались представить этот проект, как обходной маневр, мотивируя свой выбор, по всей вероятности тем, что «нормальные герои всегда идут в обход». Некоторые племена по достижении Вислы, а некоторые, вероятно ещё по пути, все-таки повернули на Запад, и в жестких столкновениях с германцами, смогли колонизировать часть территории, образовав западную ветвь славян. И только наши предки, получившие название славян восточных, продолжили движение в восточном направлении. Требовали ли соплеменники от знати объяснений, зачем нам нужны эти леса и болота, или не требовали, не известно. Возможно уже тогда, возникла идея о привлекательности подобного месторасположения между Европой и Азией, с возможностями получения дивидендов на противоречиях между народами европейскими и азиатскими. Несомненным фактом остается то, что наши южные и западные братья никогда не сомневались в своей принадлежности к европейской цивилизации, и по сей день есть частью Европы, сегодня единой. Мы же две тысячи лет мечемся между Европой и Азией, так и не став своими ни для одних, ни для других. Так кто же мы, Европа или Азия, или, все-таки, по определению одного мудрого и остроумного человека*** - АЗИОПА?

Борис ЛОЗОВСКИЙ

________________
* Курсив мой
** Например, Сергей Соловьев, «История России с древнейших времен» т 1
*** Мудрый и остроумный человек — Игорь Губерман

Теги: історія

Полтавщина:

Запропонувати тему