Розмір тексту

«Persona grata»: Сергій Бацман

Сергій Бацман
Сергій Бацман

Цикл зустрічей із цікавими людьми продовжить спілкування із композитором, співаком і музикантом Сергієм Бацманом

[Відео було видалено]

ВЕД: В ефірі програма «Персона Грата», в студії ведуча Ольга Люта. Всім привіт! Гість нашої студії — соліст групи «Краяни», досвідчений музикант, поет, композитор і співак Сергій Бацман. Його пісні — живі, душевні, інтелігентні, яскраві і мелодійні... Їх не хочеться «промотати», поспішаючи кудись, їх хочеться слухати повністю і багато разів, на противагу багатьом безликим пісням сучасних груп. Сергій працює з неабияким бажанням і натхненням — і в групі, і сольно. Привіт!

СЕРГІЙ: Привіт.

ВЕД: Сергію, скільки років існує група «Краяни» і скільки вже ти працюєш солістом цієї групи?

СЕРГІЙ: Группе «Краяне» уже 39 лет, я работаю в ней 24 года. Я пришел в группу поющим барабанщиком: я и играл, и пел за барабанами, а вот встал из-за барабанов и запел сольно уже с 2005 года. 

ВЕД: Твоя музична біографія де бере свій початок: де розпочинав, як познайомився з Анатолієм Пащенком?

СЕРГІЙ: Моя музыкальная биография началась, наверное, еще с детского садика. Потому что, я сколько себя помню, я все время пел: и в детском саду, и в школе, и в школьном хоре, и сольно, и у нас даже был квартет: 2 девочки и 2 мальчика в школе. Потом был дворец «ДОРМАШ» — это в городе Кременчуге. Там организовывали группу среди детей 15-16-17 лет, и я там был барабанщиком и солистом. Это было в 79-ом году, с 79 года и до 83-го я там играл и пел, потом ушел в армию. С армии пришел, была группа «Мир» у нас, «Формула-1», а потом приехал Анатолий Пащенко в Кременчуг, ему нужны были музыканты. Ему кто-то посоветовал приехать в Кременчуг, посмотреть на группу «Формула-1». И практически в полном составе он нас забрал сюда в 89-м году.

ВЕД: Хто це був? Сергій Старченко, ти, Сергій Бацман, так? Хто ще?

СЕРГІЙ: И Александр Козлов, к сожалению, его уже нету в живых, так как и Толика... Это был бас-гитарист. 

ВЕД: Чи є у тебе ностальгія за тими часами, коли були «ВІА»: ансамбль «Пламя», «Поющие сердца», «Земляне»? В чому особливість саме «ВІА» і чого не вистачає сучасним музикантам?

СЕРГІЙ: «ВИА» — это вокально-инструментальный ансамбль. Ребята пели и играли. Все были хорошие музыканты, как правило, и хорошие вокалисты. 

ВЕД: А зараз аранжировки вже готові здебільшого використовують.

СЕРГІЙ: Да, игралось все вживую, это было интересно — смотреть на сцену, когда стоит куча аппаратуры всякой, ребята с инструментами, это все вживую пелось и игралось. Сейчас, да, надо написать песню, сделать аранжировку и поёшь под «минус», многие поют под фонограмму полную. Дело в том, что был отбор. Сейчас все, к сожалению, идет в коммерцию, на коммерческой все основе. Раньше творчество было на первом плане.

(пісня) «Птица счастья»

ВЕД: Ти — барабанщик. Зараз ви використовуєте вже готові аранжировки, а тоді ти сидів за барабанною установкою. Розкажи про свої перші барабани. І взагалі, чому ти саме цей інструмент обрав?

СЕРГІЙ: Я не знаю. Это, наверное, пошло с самого детства, потому что раньше было модно, когда вокально-инструментальные ансамбли играли на свадьбах. Когда была где-то поблизости свадьба, я приходил туда, становился возле барабанщика, слушал, мне так это нравилось и я всю свадьбу стоял возле брабанщика, — у меня шли мурашки по коже! Потом дома я мамиными спицами играл по всем, что можно было... Учиться я пошел играть — мне было лет 14.

ВЕД: Отож, перші твої барабанні палички — мамині спиці в’язальні...

СЕРГІЙ: Спицы, да, длинные, которыми я трощил, всё подряд. А потом я после армии уже поехал на Север, на золотые прииски работать, (работа была очень тяжёлая), специально, чтобы заработать на инструмент, потому что я понимал, что родители не смогут мне его купить. Я год работал в Якутии, заработал денег, прилетел в Москву, в магазине «Лейпциг» купил свои первые барабаны синие «Тактон».

ВЕД: Скільки вони в рублях тоді коштували?

СЕРГІЙ: 1800 рублей. Нет, подождите, они стоили 2200, это я их потом продал за 1800.

ВЕД: Невигідно.

СЕРГІЙ: Купил себе другие. Нет, ну почему невыгодно? Я на них поработал — они на меня...

ВЕД: Ти купив собі ще кращі.

СЕРГІЙ: Ще кращі.

ВЕД: Скільки в Якутії було градусів взимку?

СЕРГІЙ: Больше всего было — 62. А так от 45 до 50 — это постоянно.

ВЕД: Як ти витримував таку температуру?

СЕРГІЙ: Ну я далеко не ходил просто, я работал зимой в кочегарке. Мне там было тепло, даже жарко, потому что работа была тяжелая. А вот в сезон старательный я работал на драге.

ВЕД: «Краяни» — колектив-ветеран. Енергія молодості на ваших концертах відчувається з перших акордів, з перших нот. Сьогодні в групі Сергій Бацман, Сергій Старченко та Анатолій Пиляй. Іноді ви запрошуєте до себе на концерти і інших музикантів, так?

СЕРГІЙ: Есть у нас барабанщик сессионный, есть бас-гитарист. Это ребята, которые знают нашу программу, и когда есть возможность живого выступления, аппаратура позволяет, мы берем этих ребят и с удовольствием работаем. Потому что всё-таки картинка, когда много музыкантов с инструментами, гораздо ярче и интереснее для самого зрителя. 

ВЕД: За 39 років свого існування колектив працював у багатьох стилях і напрямках. Як можна сьогодні визначити стиль групи? Адже там і народні пісні, і сучасні, ліричні і жартівливі...

СЕРГІЙ: Да, в нашей програмне есть разные песни, разного направления и для разных поколений. Мы сделали это специально, потому что мы знаем, что на наши концерты ходят люди разного возраста, и, чтобы подстроиться под эту публику, мы сделали программу на любой вкус, скажем так. Чтоб было интересно всем. Но все-таки основа — это вокально-инструментальный ансамбль и многоголосье. 

ВЕД: Твій голос хвалять, кажуть, що таких небагато. Який у тебе діапазон?

СЕРГІЙ: У меня диапазон небольшой, но, если так люди говорят... Знаете, что самое важное для певца, для любого солиста? Чтобы его голос не сливался с остальными. То есть, есть много певцов, которых узнать просто так невозможно. А есть люди — только запел, сразу сказали: это Боярский, это Леонтьев, Антонов, Пугачева. Наверное, в моем голосе что-то есть такое, в тембре голоса, что, может быть, отличает меня. Но опять же таки, я сам про себя не могу сказать, раз это люди говорят, значит, оно так и есть.

(пісня) «Нарисую небо»

ВЕД: Чи хвилюєшся сьогодні перед виходом на сцену?

СЕРГІЙ: Всегда.

ВЕД: Я знаю, що справжній професіонал завжди хвилюється: перед виходом в ефір, перед виходом на сцену. Як ти себе заспокоюєш?

СЕРГІЙ: Я волнуюсь всегда и волнуются, я думаю, все. Не волнуется тот, кто...

ВЕД: Байдужий?

СЕРГІЙ: Байдужий, и поет, может быть, под фонограмму. Я не знаю, кто не волнуется. Когда-то меня Толя Пащенко научил одному упражнению: придавить большим пальцем центр ладошки. И вот, когда ты придавливаешь, в этот момент набираешь воздух.

ВЕД: Великим пальцем лівої руки — центр долоні правої руки?

СЕРГІЙ: Да, я потихоньку придавливаю и в этот момент я набираю воздух. Набрал воздух — задержал. Потом потихоньку выпускаю воздух и потихоньку отпускаю палец. Так раза 3-5 на одной руке и на второй. Я не знаю, что это такое. Может бать это самоуспокоение какое-то, внушение. Но помогает. А еще я знаю, что волнение сразу проходит, когда ты взял первую ноту, ты уже настраиваешься не на волнение, а на песню, на композицию, то есть, входишь уже в образ. И тогда уже забываешь про все на свете. 

ВЕД: Як тобі вдається тримати таку щиру усмішку на публіці? Це вже професіональна якість артиста? 

СЕРГІЙ: А я не задумывался над этим. Наверно, это идет изнутри, наверно, от самого моего характера, от любви к публике, любви к тому делу, которому ты посвятил всю свою жизнь, к песням... ну, не знаю, она сама появляется.

ВЕД: З якими артистами співпрацює група «Краяни»?

СЕРГІЙ: Если перечислять за историю нашей бытности, мы 24 года с Сережей Старченко в коллективе, Толя чуть-чуть позже пришел, хотя у него тоже уже солидный довольно-таки срок, 13 лет, он в 2000-м году пришел к нам. За это время мы практически переработали со всеми украинскими ансамблями, исполнителями, с российскими исполнтелями очень много, мы работали и с Малининым, и с Хораловым, мы работали и с Киркоровым... Сейчас просто перечислять смысла нет, потому что это практически все. И вокально-инструментальные: «Синяя птица», «Лейся, песня», «Песняры», «Красные маки», «Пламя», которое были у нас на юбилейном концерте, на 35-летии, «Кобза», ну, очень много. Часто мы работали с Раисой Кириченко, и помогали ей песни записывать, и на сцене вместе с ней: и на большой сцене в Киеве в Палаце «Украина», и на маленьких площадках в сёлах, нам посчастливилось. Это гениальная женщина, великая певица, очень хороший человек.

ВЕД: Коли ти зрозумів, точніше, виріс або «дожився» до того, що прийшов час створювати власні пісні, власний альбом?

СЕРГІЙ: Знаете, это не было целью никогда, это было случайно. Была написана когда-то в начале 90-х годов одна песня, потом вторая... Я не специально пишу, у меня нет такого, что я сел, и специально пишу песню.

ВЕД: Просто назбиралася певна кількість пісень?

СЕРГІЙ: Да. Я не стараюсь засыпать эфир своими песнями. Они мне, честно говоря, не так то просто даються. Обычно залетает сначала какая-то мелодия мне в голову, я ее напеваю, напеваю до той степени, пока не понимаю, что это хорошая мелодия. А потом уже думаю: почему бы под неё не написать какой-то текст, какие-то слова? Если я захожу в тупик, я часто звоню тебе и ты мне помогаешь. У нас даже есть совместно написанные с тобой песни. А в основном я пишу свои слова и музыку. Люди, которые слушают мои песни, говорять, что они неплохие. Ну, самому мне нравятся они потому, что я их, наверное, сделал. Это, как ребенок, как что-то такое, что ты сделал своими руками, понимаете?

ВЕД: Завжди кайф відчуваєш у процесі творчості, а якщо щось написав, щось намалював, я думаю, що це кожна творча людина відчуває.

СЕРГІЙ: Я всегда, когда мелодия готова, сажусь, чтобы придумать стихи под эту мелодию, я не знаю, с чего начать и откуда берется тема. Я напеваю мелодию и «кидаю» просто какие-то фразы, которые подходят к данному кусочку мелодии. А потом из этих фраз стараюсь что-то написать, это и не долгий процесс. Скажем так: если я сел писать слова, то часа за три я их напишу. Но когда ты смотришь на написанный текст и понимаешь, что он не лишён смысла и хорошо получился, это радость такая, что просто словами не передать. Но я хочу сказать, что перед тем, как сесть написать какие-то слова, я все время говорю: «Господи, помоги мне придумать что-нибудь такое хорошее, приятное, не дурное, со смыслом, чтоб людям понравилось». 

ВЕД: А частіше пишуться пісні (ти не помічав за собою?)- вдень, вночі, вранці, чи на ходу, кудись ідеш?..

СЕРГІЙ: Музыка — когда куда-то идёшь.

ВЕД: І як ти записуєш: береш мобільний телефон або диктофон і наспівуєш? 

СЕРГІЙ: Обязательно. Иногда песни снятся. Просто во сне звучит какая-то мелодия. Я просыпаюсь, иду куда-нибудь: на кухню или в туалет, чтоб меня никто не слышал, и потихонечку напеваю...

ВЕД: Я уявляю собі!

СЕРГІЙ: Утром бывает такое, что я слушаю — бред какой-то. Ночью казалось, что это хорошо. Но иногда прослушиваешь и думаешь: о, это классно! И потом дорабатываешь уже, нотку туда, нотку сюда, и получается песня. Вот допустим у меня есть песня «По ночам мне не спиться».

ВЕД: «Страницы жизни».

СЕРГІЙ: Да, «Страницы жизни». Фраза: «По ночам мне не спиться, своей жизни листаю страницы, в них живет любовь...» залетела мне во сне просто, я проснулся и быстренько записал. И тут же появилась мелодия. 

ВЕД: Чи підтримує тебе твоя дружина у творчості? Взагалі, розкажи про свою сім ю.

СЕРГІЙ: У меня жена, двое детей, мама, слава Богу, жива, в Кременчуге живёт. Мы сейчас живём в Киеве. Сын мой живёт в Полтаве, учится в техникуме. Он в Киеве не захотел жить, он там проучился 3 года в киевской школе, а потом, когда 9 классов закончил, говорит: я хочу в Полтаву, у меня там друзья. Я ему не препятствовал, он хотел самостоятельности в свои 16 лет, он её получил, тем более, что есть, где жить. Меня все поддерживают — и жена, и дети, и они являются первыми слушателями и это, знаете, те критики, которых я больше всего боюсь. Они мне могут сказать всё, что угодно. Но, как правило, хорошее, потому что материал хороший получается, я не буду хвастаться, но, по отзывам, песни нормальне. 

Сергій Бацман з сином

ВЕД: Так, тож послухаємо.

(пісня) «Старенький троллейбус»

СЕРГІЙ: Мы вспомнили про старенький тролейбус. Ну зачем мне надо было писать про троллейбус? Если бы пришел кто-нибудь из троллейбусного управления и попросил: «Напишите песню про троллейбус или про троллейбусное управление». Я в жизни, наверное, не написал бы... Нет, ну я написал бы, да. Но я б выдумывал бы.

ВЕД: Це було б не так.

СЕРГІЙ: Не так бы, да. Мне залетела фраза в голову совершенно случайно...

ВЕД: Ти побачив якийсь іржавий тролейбус?

СЕРГІЙ: Ничего я не видел, дома сидел и просто: «и щёлкают компостеры во мне, кондуктор на посту, как часовой, я старенький тролейбус городской». Чего она залетела ко мне, эта фраза, я не знаю. Я записал на диктофон и я не трогал эту тему год. Потом прослушал: что ж я там поназаписывал себе? Ага, это стер, не надо, это стер, много там чего у меня в телефоне есть, в диктофоне записано. Опа — этот тролейбус! Сел, так: а чего мне не написать? Сделал песню. Я её выставил на сайт «Агентство празник», где люди делятся своим творчеством, все мои песни практически там.

ВЕД: «Агентство Праздник»?

СЕРГІЙ: Пишете просто русскими буквами в поисковике «Агентство праздник». Заходите туда, а потом уже там, в поисковике — Сергей Бацман. Там мои песни и отзывы. Так вот, именно под «троллейбус» один человек сделал клипчик небольшой. Кат-то я пришел в троллейбусное управление полтавское с гитарой. Потому что каждая песня, запись на студии, аранжировка, стоит денег. Я пришел честно, попросить у них денег, чтобы сделать аранжировку и записать на студии. Они сказали, что они очень бедные, послушали, в профкоме сказали, что песня очень хорошая, но у них денег нет, к сожалению, они ничем не могут помочь. Но мне так было жалко, что песня пропадёт и я специально собирал деньги для того, чтобы сделать аранжировку и записать на студии её, я записал все-таки эту песню, очень хорошая песня получилась. Она простая и с добрыми словами. 

ВЕД: Скільки зараз коштує аранжировка хороша, в середньому?

СЕРГІЙ: Я вам скажу, смотря кто делает и где делает. Ну 1000 долларов. 

ВЕД: Хм... 

СЕРГІЙ: Если делать у начинающих аранжировщиков, то это будет гораздо дешевле — где-то от 200 долларов, так — сто-двести, но, понимаете, я уже так давно в шоу-бизнесе и на эстраде, что плохой аранжировки мне не хочется, потому что мелодия красивая, слова красивые, аранжировкой можно как украсить песню, так её и уничтожить. Что такое аранжировка? Если простыми словами говорить, то музыка — это конфета, а аранжировка — это бумажка, в которую завернута эта конфета. Понимаете? Вот завернули не в то, то надо, вот вам получилась уже не конфета, а...не будем говорить, что. 

ВЕД: Я нагадаю, що в нашій студії Сергій Бацман, музикант, соліст групи «Краяни» і автор власних пісень.

СЕРГІЙ: Вот ты вспомнила Юрия Антонова, на котрого, говорят, я похож... Если смотреть со сцены, то наверное, да, что-то есть. Но главное не это. Главное то, что я вырос на песнях Юрия Антонова и ему подобных авторов и исполнителей, потому что у него песни все мелодичные, доступные и приятные слуху, человеческому уху, они просто зачаровывают. Говорят, что у меня красивые мелодии. Наверное, от этого и пошло всё. Я не смогу написать «черную» музыку, там рэп, потому что для этого мне надо было жить в Америке. Самая последняя песня, которую я написал, была на слова Романа Вирастюка (это брат Василия Вирастюка), он пишет совершенно потрясающие стихи, ко мне попало много его стихов, и почему-то именно афганская тема меня затронула, там такие трепетные слова. У каждого нормального человека афганская тема, тема этой бессмысленной войны, наших погибших ребят... она равнодушным не оставляет никого. Вот и я написал на эту тему песню, и думаю, что она когда-нибудь появится у вас в эфире, но её надо слушать от начала до конца, хоть она и длинная, 4,5 минуты, но конец интересный очень. 

ВЕД: Пісні «Краян» і манера виконання позитивно діє на публіку, і я чула, що часто на гастролях вас супроводжували прихильники, і серед них навіть батюшка був. Він відчув якусь добру енергетику?

СЕРГІЙ: Да, нам дарили и иконы, и маленькие иконки, и крестики, — всё было. Потому что мы стараемся со сцены нести только позитив в песнях, в своем поведении на сцене, в костюмах и т.п. 

ВЕД: Свого часу навіть такий термін з’явився — «Краянія». Розкажи про якусь кумедну ситуацію, пов’язану з виступами групи. Можливо, якісь прихильники постійно з’являлися за кулісами, або неадекватно поводилися... Були такі випадки?

СЕРГІЙ: Ну конечно, очень много случаев было интересных, это в основном связано с «зелеными» концертами. «Зеленые концерты» — музыканты знают, что это, — если коллектив уезжает на гастроли, у него там несколько концертов, и когда гастроли заканчиваются, последний концерт в гастрольном туре — это «зелёный» концерт. И сами музыканты для себя, скажем так, чтобы это не отражалось на концерте и на том, что видят зрители со сцены, делают какие-то подшучивания между собой, приколы какие-то. Было такое, что во Дворце «Украина» на «Пісенному вернісажі» другому исполнителю, который вышел на сцену, ставили нашу фонограмму, «краяновскую». Это отдельную передачу надо делать, чтоб рассказывать про эти курьёзы. 

Сергій Бацман

ВЕД: У яких країнах ти був? 

СЕРГІЙ: Не я, а мы — группа «Краяне», мы проехали очень много. Это -Америка, Канада, Испания, Италия, Франция, Германия... мы даже были в Гондурасе. 

ВЕД: Також група є лауреатом премій ім. Ленінського комсомолу, імені Артеменка, лауреатом фестивалю Молоді в студентів у Москві, а також лауреатом фестивалів і конкурсів «Пісенний вернісаж», «Кримські зорі», «Слов’янський базар». 

СЕРГІЙ: Да я уже и не помню, очень много. Что касается «Ленинского Комсомола», «Молодість студентів», то это заслуга ребят — тех, которые были до нас. 

ВЕД: Тому що колектив змінювався, так?

СЕРГІЙ: Он менялся очень часто. Я могу даже похвастаться тем, что никто так долго не работал, как мы, этот состав. Там, как правило, 2-3 года, — и люди менялись. Когда есть колектив, то разные характеры, разные отношения: тому хочется играть музыку в том стиле, тому — в том. Тот видит так песню, тот — так. Получаются споры. В спорах, как говорят, рождается истина, да? Но, видно, как-то люди не срабатывались. Мы держимся, потому что мы понимаем, что это творческий процесс. 

ВЕД: Скільки років у філармонії пропрацював? 

СЕРГІЙ: В филармонии я проработал 16 лет. 

ВЕД.: Разом з Германом Юрченком?

СЕРГІЙ: Да.

ВЕД.: Пішов Герман Юрченко з філармонії і пішов колектив ваш «Краяни»?

СЕРГІЙ: Да.

ВЕД: Тебе навіть, я знаю, запрошують на програми для дітей, ти розповідаєш казки...

СЕРГІЙ: Ну казки — это слишком громко сказано. Один раз я рассказал сказку. Позвонила ведущая одной детской передачи, предложила: «Сережа, приезжай, расскажешь какую-нибудь сказку». Я долго ломал голову. Потом посмотрел в ю-тубе: там есть их передачи: ну про зайчиков там, про белочек и все такое... Короче, старые сказки не хотелось. Я залез в Интернет и нашел какую-то сказку — не знаю, мне показалось это не столько весело и интересно, как поучительно для детей. Я ее выучил и, как смог рассказать, так и рассказал. А в конце спел песню. Они просили что-то детское, но у меня в репертуаре не оказалось ничего детского, кстати, надо будет взять себе на вооружение: что-то написать детское. Я думаю, что написать детскую песню не так и просто. Я спел свою песню, которая связана с рождением человека. И немножко в другой манере, потому что я пел ее под гитару. 

ВЕД: Тематика твоїх пісень широка: філософія, природа, рідний край, дитинство, кохання, навіть про старенький тролейбус, як ми вже говорили, пісня є, циганські мотиви. Як сам визначаєш жанр своїх пісень? Не в рамках «Краян», а саме особисто твоїх пісень?

СЕРГІЙ: Ну, я думаю, что это обыкновенная попса.

ВЕД: Якісна попса? 

СЕРГІЙ: Якісна-не якісна: это пусть скажут наши слушатели! Мне нравится то, что я делаю.

ВЕД: Дякую, що завітав. Натхнення тобі, кохання і нових пісень. 

СЕРГІЙ: Спасибо, что пригласили на передачу. Потому что это всегда интересно — встречаться с людьми не только со сцены, а и так вот — в радиоэфире. Спасибо огромное радио «Ваша хвиля». Огромных успехов и чтоб ваша аудитория слушателей только расширялась. 

ВЕД.: Дякую! Гостем програми «Персона Грата» був Сергій Бацман — соліст групи «Краяни», композитор, автор і виконавець власних пісень. До зустрічі!

(пісня) «Улетали»

Партнерський проект
Persona grata

Про проект

Редактор проекту:
Радіо «Ваша хвиля»

157

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему