Розмір тексту

Национальная идея: элементы национальной самоидентификации или модель развития нации?

В Дискуссионном Клубе Полтава мы обсудили вопрос: Что должно быть основой национальной идеи: элементы национальной самоидентификации или модель развития нации?

Элементы национальной самоидентификации — это язык, национальная одежда, государственная символика.

Модель развития — это модель поведения нации, цели каждого человека и общества в целом, философские доктрины, которые обосновывают цели и смысл существования.

Тема обсуждается по Правилам Дискуссионного Клуба Полтава. Сторону утверждения, что основой национальной идеи должна быть национальная самоидентификация, занимает Кихот (дискуссионное прозвище). Сторону модели развития Эволюционер (дискуссионное прозвище).

90 ДИСКУССИЯ Национальная идея   самоидентификация и развитие 25 11 18 Видео дискуссии

Аргументы сторон

Первый синий аргумент в пользу национальной самоидентификации

Кихот: «І мертвим, і живим...»

...і ненародженим землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє.

Поема-послання Тараса Григоровича Шевченко.

...В своїй хаті своя й правда,
І сила, і воля.
Нема на світі України,
Немає другого Дніпра,
А ви претеся на чужину
Шукати доброго добра,
Добра святого. Волі! волі!
Братерства братнього
...Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрость би була своя.
...Німець скаже: «Ви моголи».
«Моголи! моголи!»
Золотого Тамерлана
Онучата голі.
Німець скаже: «Ви слав’яне».
«Слав’яне! слав’яне!»
Славних прадідів великих
Правнуки погані!
...І всі мови
Слав’янського люду —
Всі знаєте. А своєї
Дас[т]ьбі... Колись будем
І по-своєму глаголать,
Як німець покаже
Та до того й історію
Нашу нам розкаже, —
Отойді ми заходимось!..
...Доборолась Україна
До самого краю.
Гірше ляха свої діти
Її розпинають.
...Не дуріте самі себе,
Учітесь, читайте,
І чужому научайтесь,
Й свого не цурайтесь.
Бо хто матір забуває,
Того Бог карає,
Того діти цураються,
В хату не пускають.

Первый синий аргумент в пользу модели развития нации

Эволюционер: Национальная идея, основанная только на национальной самоидентификации, ведёт в тупик.

Национальной идее можно дать следующее определение: «это система национального самосознания, определяющая цели существования нации, народа или этноса». Опасным заблуждением является ассоциация понятий национальной идеи и национализма. Национализм не может быть ни национальной идеей, ни её основой. Он всего лишь утверждает очевидные вещи — есть народ, есть язык, есть культура. 

А национальная идея — это понятие философское, основанное на глобальном мировоззрении и общечеловеческих ценностях. Она не может и не должна зависеть от политики, она должна быть несоизмеримо выше политических движений и направлять их, а не подчиняться. Политика нестабильна и подвержена влиянию других государств. 

По ряду определений национализм характеризуется как разновидность национальной борьбы за независимость. В этих определениях кроется опасная для общества подмена понятий. Борьба за независимость — это, прежде всего, патриотизм, тем более, что борьбу могут вести многонациональные народы (нации). Понятия народ и нация — это синонимы! Именно национализм ставит во главу национальные особенности, будто это предел стремлений любого народа, а не его суть. Именно национализм под видом сохранения своей культуры, может насаждать её другим народам и может полностью её уничтожить.

Второй зелёный аргумент в пользу национальной самоидентификации

Кихот: Вся наша історія хрестиком на грудях.

Дмитро Павличко. «Два кольори».

Як я малим збирався навеснi
Пiти у свiт незнаними шляхами, —
Сорочку мати вишила менi червоними i чорними,
Червоними i чорними нитками.
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотнi, в душi моїй оба,
Два кольори мої, два кольори:
Червоне — то любов, а чорне — то журба.
Мене водило в безвiстi життя,
Та я вертався на свої пороги.
Переплелись, як мамине шиття,
Щасливi i сумнi мої, щасливi i сумнi мої дороги.
Менi вiйнула в очi сивина,
Та я нiчого не везу додому,
Лиш згорточок старого полотна
I вишите моє життя, і вишите моє життя на ньому.

Второй зелёный аргумент в пользу модели развития нации

Эволюционер: Национальной самобытности не хватит для развития общества.

Как говорилось в предыдущем аргументе, национальная идея должна быть основана на чём-то намного большем, чем самоидентификация по национальному признаку. 

Сохранение языка, культуры и национальной самобытности — это обязательная программа для любого народа. Это так же естественно и необходимо, как дышать. Но для человека, как и для народа, просто дышать недостаточно. 

Национальная идея способна содержать формы социального управления и политического строя. Так, например, демократию можно считать частью национальной идеи древнегреческих городов государств. На определённом историческом этапе эволюции некоторых народов можно считать и религию. 

На современном этапе можно сделать вывод, что народы могут перерасти свою религию по причине её архаизма. Или уйти от неё, будучи вовлечёнными в проповедование иллюзорных ценностей потребительской системы или политики. Но ни религия, ни атеизм, ни политические формы социального устройства уже не могут быть основой национальной идеи, только временными составляющими её части — национальной идеологии, соответствуя определённым историческим условиям. 

Эта идеология должна быть светской, но веротерпимой, уметь быть исторически многонациональной, но способной объединять эти нации в один народ.

Третий красный аргумент в пользу национальной самоидентификации

Кихот: Кредо.

Кредо — це латинська назва Символа Віри.

Символ Віри — короткий і точний виклад усіх істин християнської віри. Щоб розуміти, про що мова, я його зараз наведу.

Вірую в Єдиного Бога Отця, Вседержителя, Творця неба і землі, всього видимого і невидимого.

І в Єдиного Господа Ісуса Христа, Сина Божого, Єдинородного, що від Отця народився перше всіх віків, Світло від Світла, Бога істинного від Бога істинного, рожденного, несотворенного, єдиносущного з Отцем, що через Нього все сталося.

Він для нас, людей, і ради нашого спасіння зійшов з небес, і воплотився від Духа Святого і Марії Діви, і став чоловіком.

І розп’ятий був за нас при Понтії Пилаті, і страждав, і був похований.

І воскрес на третій день, як було написано.

І вознісся на небо, і сидить праворуч Отця.

І знову прийде у славі судити живих і мертвих, і Царству Його не буде кінця.

І в Духа Святого, Господа Животворчого, що від Отця [і Сина] походить, що Йому з Отцем і Сином однакове поклоніння і однакова слава, що говорив через пророків.

В Єдину, Святу, Соборну і Апостольську Церкву.

Визнаю одне хрещення на відпущення гріхів.

Чекаю воскресіння мертвих.

І життя будучого віку.

Амінь.

Так от державна символіка — це як Символ Віри в церкві.

Третий красный аргумент в пользу модели развития нации

Эволюционер: Национальная идея — нежизнеспособна без национальной идеологии.

Национальная идея — это, прежде всего, модель социального поведения граждан, основанного на национальной идеологии. 

Национальная идеология должна состоять из убеждений, не противоречащих моральным и религиозным устоям нации, направленных на выживание и развитие каждого человека и общества в целом. Она не может содержать идеи выживания за счёт других стан и народов, так как рано или поздно они приведут к краху, как красноречиво свидетельствует история. 

Основой национальной идеологии должно быть, прежде всего, просвещение граждан. Невежественное население в условиях современных индустриальных и политических технологий обречено на скрытую эксплуатацию, экономическую и культурную оккупацию. 

Необразованное общество не может реализовывать планы на пятьдесят — сто лет, без которых невозможно глобальное планирование. Так же как не может противостоять коррупции и чиновничьему произволу. Невежественное общество постоянно генерирует эти явления. А безграмотное большинство в демонократической системе становится удобным инструментом в руках политтехнологов. 

Национальная идеология должна содержать систему ценностей, которая убережёт человека от роли бездумного накопителя материальных благ в тупиковой потребительской системе, являющейся порождением чрезмерно разросшегося частного бизнеса, стремящегося к надгосударственной власти через процессы глобализации.

Выводы сторон по дискуссии

Кихот: ми кинули пасьянс з аргументів по нашій темі.

Національна ідея — елементи національної самоідентифікації чи модель розвитку нації?

Пасьянс показує, що ми фактично розділили одне ціле на дві частини. З мого погляду, ці частини не мають протиставлятися одна одній, а йти одною зв’язкою. Національна ідея має містити обидва ці компоненти.

Якщо уявити національну ідею у вигляді стріли, то стрижень стріли — це елементи самоідентифікацї. А наконечник та оперення — елементи моделі розвитку.

Эволюционер: национальная идея всё чаще становится основой политических спекуляций, которые, как свидетельствует история, могут приводить к социальной катастрофе и мировым войнам. Поэтому обществу необходимо дойти до более сложного восприятия национальной идеи, как программы развития и залога стабильности.

Голосование

Национальная идея: элементы национальной самоидентификации или модель развития нации? Национальная идея: элементы национальной самоидентификации или модель развития нации?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Партнерський проект
Дискуссионный клуб Полтава

Редактор проекту:
Александр Золотухин

201

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему