Розмір тексту

Дискуссионный клуб: Песочница для Васи активиста?

В дискуссии участвовали Тирамису (дискуссионное прозвище) и Кихот (дискуссионное прозвище).

Единственным вариантом связи сторон был телефон. Поэтому дискуссия прошла в телефонном формате со стороны Тирамису и видео со стороны Кихота.

Рассматривали вопрос, набивший оскомину последние годы.

Должен ли обычный человек, назовём его условно Вася, как-то проявлять себя в общественной жизни? Быть активистом, рассуждать о государственных делах, требовать того-то и этого от властей?

Или каждый Вася должен сидеть по своим огородам?

Вырастил себе морковку — собирай, грызи, если зубы чешутся. На базаре продай. Но нечего этой морковкой тыкать в каждого встречного.

Активная гражданская позиция?

Есть мнение: не суйся не в своё дело.

Ты водитель? Твоё дело баранку крутить.

Тема рассмотрена на пасьянс-дискуссии по правилам Дискуссионного Клуба Полтава.

Аргументы в пользу активной гражданской позиции Васи подготовила и озвучила Тирамису. В пользу занятия своим делом — Кихот.

88 ДИСКУССИЯ Нужно ли проявлять активную гражданскую позицию 06 11 18 Видео дискуссии

Аргументы сторон

Первая синяя карточка аргумент в пользу активной гражданской позиции Васи

Тирамису: Чужой в своём доме? 

Возьмем народную мудрость: «Всяк сверчок знай свой шесток».

На первый неискушенный взгляд кажется, что мудрость призывает к молчанию, но посмотрим с другого ракурса. Всяк, то есть, каждый — знай свой шесток. Слово знать подразумевает синоним владеть. Знать свое дело — это в совершенстве владеть им. 

И здесь то же самое — ты должен в совершенстве владеть ситуацией, твоя позиция должна быть такой, чтобы другой сверчок точно знал, что Это твой шесток. 

Теперь о размере шестка. Как мы понимаем, это тоже довольно растяжимое понятие. Чем его ограничить? Если ты ограничишься только своим диваном, отлично. Значит, все остальное в твоей же квартире не твое, и всяк мимо проходящий или зашедший может присвоить себе все что не на диване. 

Если же ты хозяин только в своем доме, значит, улица уже не твоя, хочу мусор поставлю, хочу окурки набросаю, не у тебя же в доме я это делаю. 

Но если ты Хозяин, то твой шесток включает и диван, и дом, и улицу, и город, и страну, и планету. На твоем шестке все путем, ибо тебе до всего есть дело. И это доказано жизнью. После войны только с таким взглядом на свои шестки наша страна поднялась, на субботниках расчищались улицы, строились детплощадки, да и детей чужих не было, не было чужой боли и беды и, как результат, была и высокая культура, и нравственность, и крепкие социальные связи общества.

Первая синяя карточка аргумент в пользу неактивности Васи

Кихот: «Кто чему учился».

Например, знаменитый Марксов «Капитал» имеет четыре тома. Говорят, его легко изучить, потратив на это плотных четыре месяца. 

И это вместо пива с рыбой.

И это только «Капитал».

Можно, конечно, быть отличным инженером или даже каменщиком. Но если ты тратишь свои восемь рабочих часов в день на кладку кирпича, потом ты приходишь домой усталым. 

Если ты приходишь домой усталым, то ты уже не в состоянии тратить свою энергию на «Капитал». Нужно отдохнуть для завтрашнего рабочего дня. И снова класть кирпичи. Снова к вечеру устать от работы и прийти домой, чтобы отдохнуть.

Чем не отдых — выпить пива и расслабленно посмотреть очередной анекдот по телевизору. 

Когда читать тот «Капитал»?

Но если «Капитал» не прочтёшь, сущность капитализма не будешь знать.

Выходит, если не будешь знать, чего будут стоить твои рассуждения о государственных делах?

Одна из особенностей развитого общества — разделение труда.

Кто-то людей лечит, кто-то автомобиль водит. А кто-то государством управляет. Кто чему учился. У Васи просто отсутствуют необходимые знания для понимания вопросов государственного значения.

Вторая зелёная карточка аргумент в пользу активной гражданской позиции Васи

Тирамису: Социальная активность приносит чувство значимости. 

Из медицинских заметок Антона Павловича Чехова мы узнаем, что именно чувство значимости отлично влияет на работу всех внутренних органов, в том числе органов пищеварения. Так как особь с чувством значимости автоматически расправляет плечи, что значительно облегчает работу диафрагмы и легкие более качественно и в большем объеме насыщают кровь кислородом, а значит артериальное давление снижается, пульс выравнивается, мозг работает быстрее и работа желудочно-кишечного тракта значительно облегчается. 

Еще писатели Стругацкие в романе о человеке желудочно-удовлетворенном доказали, что хорошая работа желудочно-кишечного тракта очень влияет на мировосприятие. 

И вот мы видим, что правильная активная жизненная позиция может помочь отдельной особи укрепить свое физическое здоровье и принести огромную пользу обществу.

Вывод. Вася должен быть активным членом общества, хотя бы из желания укрепить свое здоровье!

Вторая зелёная карточка аргумент в пользу неактивности Васи

Кихот: «Хлеба и зрелищ».

Строчка из сатиры древнеримского поэта Ювенала. Этой короткой формулой выражены все устремления римского народа. Каждый римский политик подставлял в эту формулу свои значения в виде денег, гречки и прочих продуктов, а также различных цирковых представлений, веселящих народ, и таким образом управлял государством. 

Жрать и развлекаться.

Жрать и развлекаться.

Жрать и развлекаться.

А, и ещё совокупляться.

Но ведь с тех пор ничего не изменилось. Формула та же.

Сейчас та же гречка и те же танцы с песнями и барабанами на выборах очередного гиганта политической мысли.

Какого уровня могут быть государственные размышления Васи, если ему только жратву и развлечения подавай?

Если по Васиным рецептам будет управляться государство, то вскорости всё государство изжерётся и извразлечётся.

Третья красная карточка аргумент в пользу активной гражданской позиции Васи

Тирамису: Человек не может жить вне социума. 

А живя в нем и не взаимодействуя, это как одиночка в толпе.

Занимая позицию «моя хата с краю», человек сам отрывает себя от лозы, которая его могла бы подпитывать. 

Если вы посмотрите фильм о долгожителях «Голубые зоны», в котором авторы, исследуя места скопления долгожителей на нашей планете, пытаются вычленить их общие составляющие, то придете к выводу, что только активная социальная жизнь может быть долгой и счастливой, продуктивной и радостной, а, значит, полноценной и здоровой. Ибо какой смысл тлеть где-то в конуре? 

И еще советскими учеными, занимающимися проблемами здоровья нации, было сделано сенсационное открытие, что чувство счастья в человеке в большей степени вырабатывается именно в период помощи другому. Это значит, что активно взаимодействуя с другими члена общества, мы получаем такую обратку, которая сравнима только с оргазмом.

А наслаждения продлевают жизнь.

Третья красная карточка аргумент в пользу неактивности Васи

Кихот: Жрецы — это не жнецы.

Например, в Древнем Египте тем, что называется «размышления о судьбах народов» занимались жрецы. А жнецы только рожь жали, а не о бытии размышляли. 

Чтобы стать жрецом, нужно было много, трудно и серьёзно учиться. А ещё обладать способностями, не только ума, но и сердца.

Расширительное понимание жречества сегодня — это люди, работа которых заключается в выработке государственной политики, мировоззрения. Сегодня это и политики, и философы, учёные, деятели культуры.

Работа жрецов в том, чтобы думать, размышлять. А думать мало кому хочется. Почему — объяснил, например, профессор Сергей Савельев.

Всё дело в мозге, который расходует много энергии организма. Поэтому мозг экономит энергию, стимулируя человека не думать. Во время недуманья мозг генерирует особые химические вещества, от которых у человека появляется эйфория, ощущение радости. А во время думанья наоборот — мозг вырабатывает химические вещества, которые вызывают у человека дискомфорт. 

Поэтому обычный Вася — он думать не будет. За него будет думать жрец. А если Вася не будет думать, то о какой активной гражданской позиции может идти речь? О размере буханки, которая ему достанется и величине зрелища?

Итог пасьянс-дискуссии

В этой дискуссии стороны чуть ушли от стандартных правил представления аргументов. Были озвучены как подготовленные заранее аргументы, так и в формате вопроса-ответа в живом общении эти аргументы обсудили. Аргументы можно прочитать, а живое обсуждение прослушать на видео.

Разложенный пасьянс показал, что у Васи активиста нет достаточных знаний для того, чтобы размышлять о сущности процессов, которые выходят за рамки его непосредственной работы. Обычные устремления его сердца направлены на воплощение лозунга «Хлеба и зрелищ», а не развития общества. Волею судьбы ему довелось попасть в касту жнецов, а не жрецов, поэтому и судьба его предопределена иметь мозоли на руках от серпа, а не от ручки на пальцах.

С другой стороны, у Васи есть сердечное влечение быть Кем-то, а не никем. И видеть проявления результатов своего созидательного труда не только на личном огороде. Это придаёт жизни как смысл, так и цель. Иначе жизнь превращается в счастье обожравшегося хомячка. А это уже ж как-то и не по-человечески.

Если соединить две позиции, то мы можем достичь приемлемого результата и решения проблемы. Для Васи активиста нужно создать песочницу, в которой он без вреда для общества мог бы строить песочные замки и воплощать свои самые смелые мечты. 

Но этот вариант имеет и ещё одно полезное свойство — наработку интеллектуального субстрата, которым, снова же, может пользоваться всё общество.

Вася делает полезное дело. Это несомненно.

Голосование

Должен ли каждый Вася проявлять активную гражданскую позицию, или пусть занимается своим огородом? Должен ли каждый Вася проявлять активную гражданскую позицию, или пусть занимается своим огородом?

Нужно ли для Васи активиста создать песочницу? Нужно ли для Васи активиста создать песочницу?

Вам больше нравится дискуссия с простым традиционным изложением аргументов или с их дальнейшим обсуждением сторонами в живом общении? Вам больше нравится дискуссия с простым традиционным изложением аргументов или с их дальнейшим обсуждением сторонами в живом общении?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Партнерський проект
Дискуссионный клуб Полтава

Редактор проекту:
Александр Золотухин

201

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему