Розмір тексту

Уличный музыкант в Полтаве: лучше, чем учить или торговать

«Полтавщина» узнала о сложностях «работы» уличного музыканта и его заработке

Мы познакомились с Владимиром случайно. Он рассказал, что фактически та деятельность, которой он занимается, не считается престижной. И юноши ХХІ столетия мечтают быть олигархами, а не уличными гитаристами. Но, как оказалось, порой петь в переходе лучше, чем учить в школе или работать на рынке.

ВладимирВладимир

Владимир окончил Полтавский нефтяной геологоразведочный техникум. На гитаре играет уже 13 лет. И около 4,5 года не работает больше нигде, кроме как играет и поет на улицах города.

— Вы сейчас официально не работаете... Почему решили стать уличным музыкантом?

— Я даже об этом не задумывался и не могу сказать, как, вообще, им стал. Просто взял и начал играть. Наверное, глупо звучит, но вот так получилось. Знаю, логики никакой. Ведь разве престижно сегодня играть на улице? Нет. Но меня престиж как-то не волнует. Но во многом стать уличным певцом помогла мне публика. Если бы я не нашел со стороны полтавчан взаимопонимания, поддержки и каких-то ободрений, типа: «Слушай, а сыграй эту...», я бы не был таким. И благодаря этому всему я ощущаю себя нужным.

— Не думали о том, чтобы устроиться на работу и получать официальный заработок?

— Даже не знаю, смогу ли я работать где-то еще. Наверное, нет, потому что привык к гитаре. Не могу без нее, играю постоянно. Может, я просто ленюсь, и поэтому безработный. Хотя, вот недавно искал себе местечко. Все бред какой- то попадается. Например, рекламки раздавать... за мизер, что немаловажно. На данный момент меня все устраивает. График моей «работы» свободный. Много времени для творчества. И когда нужно, я пойду и заработаю себе на жизнь. Не украду, нет, не просто попрошу, а заработаю. И мне не нужны никакие бумажки, никакая бюрократия — зачем?

— В вашей сегодняшней деятельности находите плюсы, которых нет в работах других полчавчан?

— Самый большой плюс того, что ты уличный музыкант, — свобода. Или иллюзия свободы. Я волен делать то, что считаю нужным: хочу — иду играть, не хочу — не иду. Если бы мне не нравилось, я бы здесь вряд ли стоял. Если бы считал, что играть на улице — это что-то постыдное, тоже этого не делал бы. С экономической стороны то, чем я занимаюсь, не слишком прибыльно. В принципе, понимаю, что на обычной работе, может, имел бы больше денег, к тому же — стабильно. Но иллюзия свободы меня очень сильно привлекает. И это здорово.

— От чего зависит ваш заработок? Например, погода влияет на количество денег в вашем кофре?

— Как сказать, летом — хорошо, зимой — холодно (однажды, играя, даже два пальца себе отморозил), осенью — мокро. Но погода играет всего лишь второстепенную роль. Главное — это мое психо-эмоциональное настроение. Если мне внутри комфортно, хорошо, я буду играть и в слякоть, и в мороз. И заработаю, к тому же, достаточно неплохо. Но если я и энтузиазм — понятия далекие, вечер пролетит зря — это знаю точно. Потому что нужно, чтобы я пел хорошо. И играл тоже хорошо. И чтобы все было хорошо. Что толку от того, что ты мямлишь себе под нос? Нужно играть для народа, чтобы кому-то от твоих песен стало легче и лучше, а не скулить так, чтоб хотелось умереть. Люди всегда хотят тебя видеть красивым, бодрым и веселым. Если не так, ты им не нужен.

— Тех денег, которые вам бросают, хватает на жизнь? От чего, вообще, зависит сумма вашего «заработка»?

— На жизнь хватает по-разному. О сумме сказать сложно — все зависит, как я уже говорил, от моего настроения. Плюс — от других факторов, которые мне до сих пор не понятны... К примеру, этот месяц у меня был плохой — экономически неоправдан. Прошлый — получше. Лето, зима — не слишком важно для слушателя. Например, когда холодно или дождь я — в переходе. Там всегда хватает желающих послушать мои песни. Как-то заметил, что в воскресенье бросают очень слабо. Вроде, выходной, а как-то так... Зато в пятницу-субботу — отлично, это лучшие дни для заработка. Очень уж все нестабильно... Бывает, в кармане только на то, чтоб доехать до центра. Думаю: «Ничего, заработаю». Но тут опа, ни копейки. И идешь домой пешком. А, бывало, стал, поешь — тут мужик проходит, улыбается... Потом сотню одной купюрой положил — и пошел дальше. Больше всего мне бросали 350 гривен. Но так было всего несколько раз. В общем, месячный заработок посчитать сложно. Бывает, 500 гривен, бывает, 1 500. Больше всего «наигрывал» 3 500 гривен.

Уличный музыкант

— Есть у Вас определенные «профессиональные» секреты, благодаря которым можете больше зарабатывать?

— В принципе, нет. Разве что «гривна». Я скажу так: в пустой чехол бросают плохо. Я всегда ложу туда одногривневую купюру. Это для того, чтобы прохожие видели, что мне бросают. Причем, что интересно: геометрическая прогрессия работает и здесь! Чем больше у меня в кофре денег, тем больше бросают. Казалось бы, — нонсенс. Я никогда не прячу и не скрываю, сколько мне дали. Но, что радует, бросают все равно!

— Как думаете, можно ли считать, что «уличный музыкант» — тоже профессия? И если так, то насколько она сложна? Ведь за месяц Вы можете заработать 1 200 гривен. Столько же получает один мой знакомый учитель биологии. За полдня торговли на рынке можно заработать 20 гривен, иногда — 40, 60. Вам же за час-два могут бросить столько же...

— Скажем так: во-первых, уличный музыкант — это не профессия. Хочется сказать «призвание», но тоже нет — слишком много у нас бросается высокопарными словами, не хочу быть на них похожим. Скорее всего, это способ жизни. Но не всякий музыкант может стать уличным музыкантом, равно как и уличный музыкант — обычным музыкантом. А во-вторых, действительно, занятие не из легких. Усталость у меня чаще всего психологического плана. Например, подойдет какое-то пьяное чудо — все кишки мне вымотает. После такого «общения» ходишь, как оплеванный. Сейчас я уже научился их «выкупать»: увижу — демонстративно, молча, ухожу. Вот наступит зима. А, поверьте, играть на холоде нелегко: струны рвутся, пальцы мерзнут — а ты поешь...

— Расскажите о трудностях, с которыми сталкиваетесь каждый день, выходя «на работу».

— Ну, в чем сложность... Вопреки расхожему мнению, не с милицией. Похуже с обычными прохожими. И не прогоняют нас правоохранители, а очень даже лояльно относятся к уличным музыкантам. Помню, раз отвернулся, а паренек прохожий взял у меня из чехла жменю мелочи — и бегом. Рядом ППС-ники проходили — догнали и деньги мне вернули. А основная сложность в том, что нужно постоянно выкладываться. Попрошайки, например, не могут сидеть хорошо или плохо — они просто сидят. И сидят все одинаково — больше нечего думать. А мне нужно выкладываться на все 100% — хорошо делать все, чтобы отработать те деньги, которые мне дают.

Карина ТЮТЮННИК, «Полтавщина»

Останні новини

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему