Розмір тексту

«Москаль-чародей» Ивана Котляревского — пособие защитник для женщин?

«Москаль-чародей» Ивана Котляревского — пособие защитник для женщин?

Дискуссия по мотивам водевиля Ивана Петровича Котляревского.

Размышляли известный полтавский краевед Владимир Александрович Тарасов и Александр Золотухин, организатор Дискуссионного Клуба Полтава.

Дискуссия проходила в Полтавском художественном музее Виктора Васильевича Бажана.

На видео демонстрируются фото экскурсий залами музея.

Видео дискуссии:

Тезисы дискуссии

0:00 Вступление.

Простак (добродетель).

0:43 Александр:

Как бы Вы охарактеризовали водевиль Ивана Котляревского «Москаль-чародей»?

Владимир Александрович:

Сюжет водевиля не нов.

Муж в командировке. Супруга одна. И находится человек, пытающийся подружиться с супругой. Потом возвращается муж.

Котляревский осовременил этот сюжет для своего времени.

Раньше Василием Гоголем было создано другое подобное — «Простак».

Работа Котляревского очень хороша.

Водевиль шёл в театрах того времени.

Один из главных героев — Михаил Чупрун, простак, муж, простой человек.

Простота — достоинство.

Александр:

Почему простой? Чем сложный отличается от простого?

Владимир Александрович:

Доверчивый.

Верит.

«Будьте как дети» — религиозная добродетель.

Александр:

В произведении «Простак» к добродетельности относятся пренебрежительно — назвали добродетельного человека простаком.

Владимир Александрович:

Простаков обманывают. Жёны их ругают.

Но для коллектива простак хорош.

Они принимают всё за чистую монету.

Александр:

Простаки угодны Богу, потому как они добродетельны.

Михаил Чупрун, муж Татьяны из «Москаля...» — добродетельный человек. Образец.

Владимир Александрович:

Михаил многие месяцы вне дома, дальнобойщик.

Супругу Татьяну оставляет спокойно дома одну, он ей верит. Верит, что она ему не изменит.

Татьяна ему почти платит тем же самым.

Но она подошла к пропасти. Соседи могли увидеть, как она заигрывает с Финтиком. И могли её оговорить. Что привело бы к скандалу с мужем. Может нарушиться доверие между ними.

Поэтому Татьяне не нужно было заигрывать с Финтиком.

Александр:

Она флиртует.

Владимир Александрович:

Она далеко не зашла. Но слухи, разговоры могли закончиться...

Недостойный человек Финтик.

8:31 Александр:

Существенная деталь. Финтик был не очень добродетельным человеком. Женщины таких не любят.

Над такими женщины подтрунивают.

Но на месте Финтика мог быть человек более достойный. И тогда бы итог был другой.

В водевиле есть момент, где солдат говорит Михаилу, что ты, мол, не теряй бдительности. Потому что женщина может и изменить.

Владимир Александрович:

По пьесе Татьяна хотела Финтика проучить.

Хотя она с ним проводит много времени, покупает ему еду, выпивку.

В нравственном смысле поведение Татьяны опасно.

Долгое отсутствие мужа — это всегда нехорошо. Может появиться другой мужчина.

Причина супружеских измен — обстоятельства, а не отсутствие добродетели.

10:18 Александр:

Слушал лекцию одного священника, который говорил, что если супруг не изменил другому супругу, это просто повезло, значит, он не попал в подобную ситуацию. Это дело ситуации.

Супруг не изменяет не потому, что добродетелен, а потому, что так складываются обстоятельства.

То же и в водевиле.

Татьяне скучно. Хочется развлечься. Финтик для неё — как развлечение.

Она не думала переходить к более серьёзным отношениям с Финтиком.

Но с другим человеком у Татьяны могли бы сложиться романтические отношения.

Владимир Александрович:

С Финтиком могли быть неприятности в виде сплетен.

Поэтому Татьяне не следовало бы с ним водиться.

И да, мы все подвержены этому греху.

«Кинь в неё камень, кто не без греха» (Библия).

«Если бы женщина не имела стыда, перед нею не устоял бы никто».

Татьяну спасло то, что пришёл солдат и разрулил ситуацию.

Герои произведений Котляревского — его современники.

14:02 Владимир Александрович:

Михаил Чупрун. 1765 год, Румянцевская опись. Переписывали всю Полтаву.

Один из сотрудников Полтавского магистрата носил фамилию Чупруновский.

Другой пример — в «Наталке Полтавке» есть Возный, фамилия Тетерваковский. А в Полтавском магистрате был человек с фамилией Тетервак.

То есть, Котляревский брал эти образы и вставлял в свои произведения.

Александр:

Зарисовки из нашей жизни. Тогдашней жизни.

Владимир Александрович:

Да, Котляревский зарисовал всю Полтаву.

Александр:

Он описал события того, современного ему времени.

Сегодня эти произведения уже несовременны.

Где наш сегодняшний Котляревский, который опишет современные нам события?

Владимир Александрович:

Да, должен найтись такой человек.

Чтобы описал нашу жизнь по-доброму.

Полтавчане расположены к добру.

То, что написал Котляревский, уже живёт 200 лет.

Но не нужно копировать сюжеты Котляревского.

Александр:

Пусть будет другой, современный сюжет. Сегодня мужья ездят на заработки в Польшу. Вот современный нам сюжет, для современного последователя Котляревского.

Котляревский описал одну модель поведения, но нам нужно много моделей.

19:38 Александр:

В «Москале-чародее» описан благоприятный исход, где все герои остались достойными людьми. Даже Финтик.

Всё благопристойно.

А сегодня модно писать о грехе. И закончилось бы грехом.

Каждой женщине модно иметь любовников.

Владимир Александрович:

Православная вера более строгая. Католическая не так.

Поэтому для француза измена мало что значит. В отличие от нас.

У нас рекламировать супружескую измену не надо.

Не годится.

Зло от образованных людей? Но образованные двигают цивилизацию.

23:33 Александр:

Татьяна говорит Финтику, что учёные, образованные люди лукавы, замышляют злое против других людей. А простые люди не таковы, они простые, обращаются за помощью к Богу.

Эти слова Татьяны — как обращение ко всем образованным людям. Которых образование вводит во грех.

Любопытство образованных вводит их во грех.

У простых людей такого любопытства нет. Но им и образование вследствие этого недоступно.

Но мы ведь завидуем западным странам. Которые и стали развитыми благодаря развитию наук. Благодаря появлению большого количества любопытных людей. Ведь наука основана на любопытстве.

Мы завидуем западным странам и заимствуем у них технологии, науки.

В сравнении с Западом — мы отсталые.

Можно сказать, что грех прелюбодеяния — это как побочный эффект любопытства. Как побочный эффект развития общества, развития наук, технологий.

Любопытному даже своей жены мало. Ему любопытно, как у других.

На нашей земле мало любопытных людей, а потому и нет наук. Все наши науки заимствованы из западных стран.

Вроде мы такие добродетельные, но отсталые. Добродетель — побочный эффект отсталости.

Зато у нас есть вера православная. Есть коррупция.

А любопытства, наук, развития нет.

Но если мы начнём поощрять любопытство, поощрять науки, как побочный эффект у нас и прелюбодеяние разовьётся.

Владимир Александрович:

Любопытство считается грехом.

Науки, прогресс не приводят человека к удовлетворению жизнью.

Появляется оружие, и мы себя убиваем.

«Москаль-чародей» о идеальной семье, а что делать всем остальным?

33:15 Александр:

Татьяна идеальная жена. Умная, весёлая, честная, верная.

Но это один тип женщины. Михайлу повезло.

Но есть и другие женщины.

Так вот в «Москале-чародее» дана модель поведения именно для идеальной жены и идеальной семьи. А что делать другим жёнам и другим семьям?

Для них такая модель не подходит.

Люди разные, семьи разные. Для каждой свои сценарии, свои модели. И такие модели не описаны, не показаны.

«Москаль-чародей» одноплановое произведение, однослойное.

И нам всем не показаны такие другие сценарии, другие модели поведения.

В этом плане мне Котляревский недостаточен.

Владимир Александрович:

Котляревский идеалистически смотрит на людей.

Но этим он и ценен.

Например, в «Энеиде» Котляревский описал, какими нам не надо быть.

Но женщины... В произведениях Котляревского все женщины в основном достойные.

Александр:

В море греха Котляревский именно женщин показывает добродетельными.

Он всем женщинам даёт именно такой образец. Образец добродетельности.

Владимир Александрович:

Да. Он к женщинам относится очень прилично.

Например, своей крёстной, Морозовской Кристине, Котляревский давал каждый год до 25 рублей. Это стоимость дома того времени.

Нарезал розы в своём саду, передавал куме.

Александр:

Бережно относился к женщинам. И в жизни, и в своих произведениях.

Оберегал женщин. От греха.

Итог.

50:28 Владимир Александрович:

Возьмём три основные произведения Ивана Петровича Котлеревского — «Энеида», «Наталка Полтавка» и «Москаль-чародей».

Я могу обойтись без Шекспира, без европейских писателей. Это чужой мир. Он сложный.

А наши, Котляревский и Гоголь, у них всё просто.

Всё важно.

Всё нужно.

И всё для нас полезно.

Александр:

Это бог нашего места. Бог не в смысле Творца, а в смысле мыслителя.

Владимир Александрович:

Его произведения полезнейши для нас.

Из них мы можем брать и сегодня — как действовать в той или иной ситуации.

Александр:

В «Москале-чародее» — реальный рецепт для женщин. Это настольная книга для женщин вообще и для полтавчанок в частности.

Владимир Александрович:

Не всегда найдётся солдат, который разрулит описанную в водевиле ситуацию. Надо думать, что она может произойти. И на свои силы не надеяться.

Голосование

«Москаль-чародей» Ивана Котляревского — пособие защитник для женщин? «Москаль-чародей» Ивана Котляревского — пособие защитник для женщин?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Партнерський проект
Дискуссионный клуб Полтава

Редактор проекту:
Александр Золотухин

201

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему