Розмір тексту

Тайна «Наталки Полтавки» Ивана Котляревского. Почему Наталка и Петро — суперзвёзды?

Александр Золотухин, организатор Дискуссионного Клуба Полтава, и Собеседник (дискуссионное прозвище) обсудили в рамках Дискуссионного Клуба Полтава произведение Ивана Котляревского «Наталка Полтавка».

О чём оно?

Какие тайны в нём сокрыты?

Почему Наталка и Петро — суперзвёзды для каждого полтавчанина, каждого украинца, каждого человека Мира?

Видео дискуссии:

Тезисы дискуссии

0:00 Александр:

Как мы и договаривались, я прочёл «Наталку Полтавку», и выделил для нашей дискуссии четыре блока вопросов, которые сейчас озвучу и обговорим их.

1. Суржик.

0:11 Александр:

Зачитываю фрагменты.

«В о з н ы й. Благоденственного і мирного пребиванія! (В сторону). Удобная оказія предстала зділати о собі предложеніє на самоті.»

«В о з н ы й. Не о сем, галочко, — теє-то як його — хлопочу я, но желаю із медових уст твоїх слишати умилительноє названіє, сообразноє моєму чувствію.»

0:40 «Наталка Полтавка» написана на двух языках — на украинском и на суржике.

В Полтаве суржик — естественный язык.

А украинский язык распространён больше в селе.

И это Котляревский и изобразил.

1:24 Собеседник:

Да, суржик — это универсальный язык. Он очень мягкий. Мне очень нравится.

Это язык города. Я к нему привык.

Это оттенок полтавской местности. Хотелось бы, чтобы он сохранился.

Александр:

Но полтавчане стесняются своего суржика.

Хотя Котляревский пишет «Наталку Полтавку» в том числе на суржике.

Он ввёл суржик в официальное публичное поле.

Узаконил.

Собеседник:

Я с вами согласен.

Перечитываю иногда «Наталку Полтавку» и всегда открываю новое. Очень красивые обороты языка.

События «Натали Полтавки» происходят в селе Петровка под Полтавой

Персонажи «Наталки…», складывается впечатление, не выдуманы. Они существовали.

Тетерваковский. Чиновник. Возный.

События «Наталки…» происходят в селе Петровка Полтавской области.

Там можно посмотреть место, где стоял дом, в котором происходили описанные в «Наталке…» события.

В Петровке сейчас есть Любовь Ивановна Терпиловская. А фамилия матери Наталки — Терпило. Они приехали в село из Полтавы. А в Полтаве они жили на Мазуровке. Недалеко от усадьбы Котляревского.

 Со слов Любовь Ивановны, когда Петро вернулся, они с Наталкой вернулись в Полтаву.

Мне показывали место в Полтаве, по преданию, где жила Наталка Полтавка. С матерью, с Петром.

На старом кладбище в Петровке можно найти могилу Терпиловской. Кто-то из родственников.

В Петровке и улица «Наталки Полтавки» есть.

Девочек называют Наталками.

Кстати, Котляревский в «Оде князю Куракину» упоминает село Петровку. Значит, он там был.

Голосование

Суржик, самобытный полтавский язык, может быть официальным публичным полтавским языком? Суржик, самобытный полтавский язык, может быть официальным публичным полтавским языком?

2. Обман — естественное человеческое качество.

9:32 Александр:

Зачитываю отрывок.

«В о з н ы й. Осмілься! Ти умієш увернутись — теє-то як його — хитро, мудро, недорогим коштом; коли ж що, то можна і брехнути для обману, приязні ради.

В ы б о р н ы й. Для обману? Спасибі за се! Брехать і обманьовать других — од бога гріх, а од людей сором.

В о з н ы й. О, простота, простота! Хто тепер — теє-то як його — не брешеть і хто не обманиваєть? Повір мні: ежелі б здесь собралося много народу і зненацька ангел з неба з огненною різкою злетів і воскликнул: „Брехуни і обманщики!.. ховайтесь, а то я поражу вас!..“ — єй-єй, всі присіли би к землі совісті ради. Блаженна лож, когда биваєть в пользу ближніх, а то біда — теє-то як його — що часто лжем ілі ради своєй ви годи, ілі на упад других.

В ы б о р н ы й. Воно так, конечне, всі люди грішні, однако ж…

В о з н ы й. Що „однако ж“? Всі грішні, та іще і як!.. І один другого так обманюють, як того треба, і як не верти, а виходить — кругова порука.»

«Т е р п и л и х а. Не дуже довіряй своєму серцю: сей віщун часто обманює. Придивися, як тепер робиться в світі, та і о Петрі так думай. А лучче, якби ти була мені покорна і мене послухала.»

То есть, обман — естественное человеческое качество.

Выборный и возный, представители власти, об этом говорят.

То есть, они живут в фоне обмана.

Для власти, для тех, кто управляет людьми, это совершенно естественно.

11:56 Собеседник:

Возный более образован, говорит на суржике, таким бюрократическим языком. Выборный — должность попроще.

Язык такой удачный, что героев «Наталки…» и сейчас можно цитировать, вставляя в современные беседы.

Кстати, выборный, в разгар рабочего дня, чем он занимался?

Они с приятелем распили пару бутылок.

Потом идёт по селу — поёт песни.

Руководитель мелкого масштаба.

Теперь по теме.

Есть выражения. «Мир лежит во зле».

«Князь мира сего — Сатана».

Слуги Сатаны — бесы. Которые нашёптывают нам, вредят.

И человек может принять точку зрения, которую ему нашёптывают.

И человек начинает безобразничать.

Поскольку Сатана отец лжи, то ложь внедрена в человека.

«Всяк человек ложь».

Александр:

Обратите внимание, что Котляревский именно в уста представителей власти вложил слова о том, что обман это естественно.

Собеседник:

Все люди во лжи. Не только представители власти.

Когда Возный говорит о лжи во благо, о чём это? Возный пронизан выгодой. Поэтому благо для него всё, что для его личной выгоды.

Он таким образом оправдывает себя.

Хотя он, как представитель власти, должен заботиться о благе общества. Иначе общество рассыпается.

Человек от Бога не создан лживым. Это приобретённое.

Одна из Божих заповедей — «Не лжесвидетельствуй». Иначе будешь отвечать.

А мы всё время лжём.

Умышленно или неумышленно.

Что же мы предъявим Богу?

Это неестественно для человека.

Александр:

Котляревский слова о естественности лжи вкладывает именно в уста представителей власти.

Голосование

Обман — естественное человеческое качество? Обман — естественное человеческое качество?

3. Культ богатства (в основе коего обман).

20:44 Александр:

«Н а т а л к а. Гріх вам над бідною дівкою глумитися; чи я вам рівня? Ви пан, а я сирота; ви багатий, а я бідна; ви возний, а я простого роду; та й по всьому я вам не під пару.»

«Терпило, понадіявшись на своє багатство, зачав знакомитись не з рівнею: зачав, бач, заводити бенкети з повитчиками, з канцеляристами, купцями і цехмистрами —— пив, гуляв і шахровав гроші…»

Видим разделение — на богатых и бедных.

«Всякий, хто вище, то нижчого гне, —

Дужий безсильного давить і жме,

Бідний багатого певний слуга, | (2)

Корчиться, гнеться пред ним, як дуга»

Показано, что богатство — другое качество человека.

И все люди стремятся быть богатыми.

Но богатство основано на обмане, как показано выше.

22:16 Собеседник:

Богатство. Слава. Власть.

Триединство.

Христос это отверг, то, что предлагал ему Сатана.

А мы этого не понимаем. Вроде как богатство может решить все наши проблемы.

А часто оно основано на незаконных делах, на преступлениях.

Богатство не решает проблем.

Наталка Полтавка сопротивляется этой связи.

Она понимает, что это люди с разных социальных слоёв.

И там она не будет чувствовать себя ровней с мужем.

Александр:

Богатство соседствует с ложью.

Если Наталка перейдёт в стан богатых, она вступит в слой лжи.

А в стане бедных Наталка не пребывает во лжи.

Наталка Полтавка — идеальная женщина

Собеседник:

Наталка Полтавка для нас  идеальная женщина.

Трудолюбива. Чесна.

Она ждёт Петра, верит ему.

Она понимала, что уровень возного (чиновника) — это ложь, выгода. Он без этого не может.

Весь он в этом.

Вся система, в которой существует возный, пропитана коррупцией.

Александр:

Вы сказали, что Наталка Полтавка честна.

Это основное.

И она не хочет перейти в другое качество, где богатство и где она перестанет быть честной.

Собеседник:

Мать Наталки жалуется, что живут в бедности.

Мать называют старухой.

Но ей в районе 40 лет.

Александр:

А в нашем сознании она предстаёт в возрасте лет 70-ти.

Глубокая старуха.

Но по современным меркам это молодая женщина.

Собеседник:

Да.

Ей ещё, по современным меркам, 20 лет нужно работать.

Так почему она живёт в бедности?

Она должна работать.

Александр:

Видать, не по чину.

Хочется уже расслабиться. Не напрягаться.

Собеседник:

В 40 лет об этом рано думать. Работа должна кипеть.

Александр:

Так она не хочет работать.

Сравните с современнностью.

Современные женщины тоже хотят иметь богатого мужа и не работать. И всё своё свободное время развлекаться, не напрягаться, отдыхать в тёплых странах. Фотографироваться и показывать всем, что жизнь удалась.

Собеседник:

Но они ж мало работают. От чего отдыхать?

Отдыхают от усталости. А если усталости нету, то нет и отдыха.

Александр:

Видимо, усталость от прежних поколений осталась.

И мы отдыхаем от тех прошлых наших усталостей.

Голосование

В основе культа богатства — обман? В основе культа богатства — обман?

4. Противостояние богатству, которое большею частию основано на обмане.

29:34 Александр:

«Н а т а л к а. Мамо! Бог нас не оставить: єсть і біднійші од нас, а живуть же.

Т е р п и л и х а. Запевне, що живуть, але яка жизнь їх!

Н а т а л к а. Хто живе чесно і годується трудами своїми, тому і кусок черствого хліба смачніший од м’ягкой булки, неправдою нажитої.

Т е р п и л и х а. Говори, говори! А на старості гірко терпіти нужду і во всім недостаток.»

Вот откуда оно. Не хочется терпеть нужду.

Хочется иметь ресурсы, чтобы жить.

30:45 Собеседник:

Я думаю, в этом месте Котляревский в уста Наталки вложил свои слова. Возный и выборный — персонажи отрицательные.

Александр:

Кстати, Котляревский же чиновник.

Он брал взятки?

Собеседник:

Нет на этот счёт никаких сведений.

Александр:

Хотя понятно, что ему это противно.

Собеседник:

Во всех своих произведениях он бичует чиновников.

Александр:

Через написание произведений он пытается вынуть из себя эту боль.

Его это гнетёт.

Собеседник:

Он проработал года три-четыре чиновником и ушёл оттуда.

Потом года три-четыре работал домашним учителем. После чего ушёл служить в армию. Прослужил 12 лет.

Александр:

В армии служба честнее.

Собеседник:

Да.

Он дослужился до майора. И в этом чине был директором театра, попечителем богоугодного заведения.

Котляревский был уважаем со стороны властей.

К нему в гости приходил даже генерал-губернатор Репнин.

Если бы он был человеком непорядочным, вряд ли бы полтавская элита относилась к нему с уважением.

Я Котляревского ценю, как порядочного чиновника.

34:15 Александр:

Котляревский показывает, что жених — это источник ресурсов.

О любви речи нет.

Это то, что будет давать жизнь. Рог изобилия.

И женщины ищут рог изобилия. Чтобы жизнь нормальная была возможна.

Никто не хочет страдать.

Собеседник:

Дай Бог, чтобы Наталка дальше в своей жизни не изменила свою точку зрения.

А то, что мать её так рассуждает…

Александр:

Она более опытна.

Собеседник:

Да. Практичная.

Мать пожила при своём богатом супруге.

Александр:

И она может сравнить.

Собеседник:

Да, Наталка ещё этого не знает.

35:00 Собеседник:

Хочу сделать экскурсию в 1654 год.

Через Украину проезжал антиохийский патриарх Макарий со своим физическим и духовным сыном архидиаконом Павлом Алепским.

Им здесь очень понравилось.

Хорошо приняли.

Павел писал, что женщины здесь грамотны. Мальчиков учат грамоте.

Очень красивая природа.

Плодородие. Земля, климат.

Павел пишет, что в каждом доме, в каждом хозяйстве было по 10 видов животных. Даже свиньи. Птица.

О голоде речи не шло. Всем должно было хватать.

Павел также пишет, что кто хочет прожить на 10-15 лет меньше, поезжайте в Москву. Там жизнь суровая.

Александр:

Край благодатный, животные.

Но для этого нужны руки, нужен труд.

Собеседник:

Чиновники 19-го, 20-го веков работали до 2-х часов дня.

Потом уходили домой. Занимались своими делами.

Чиновники зарабатывали немного.

Нужно было иметь ещё какие-то доходы на стороне.

Было много бедных, разорившихся чиновников, дворян по статусу.

Труды сельского хозяйства сезонные.

Зимой относительный отдых.

Занимались ещё извозом, как дополнительным трудом.

Возили продукты в Москву и прочее.

Тот, кто работает, имеет. Наталка права. С голоду не умрёт.

43:45 Александр:

Она права. Но люди хотят меньше работать.

Меньше напрягаться.

К этому стремятся.

И мать Наталки именно такая. Она понимает, что милый это хорошо, но если при этом приходится тяжело работать, то и милого такого не нужно.

Тогда пусть будет не милый, но чтобы у тебя всё было.

Она говорит исходя из своего опыта.

На мой взгляд, «Наталка Полтавка» — как неоконченный роман.

Мы не знаем, чем это дальше закончилось.

Наталка осталась с Петром. Но пройдёт 5, 10, 15 лет. Она состарится.

И всё это время она будет тяжело работать.

В молодости Пётр хорошо. Это ж гормоны так играют. Это нужно для рождения детей.

Но потом влечение пропадает. И остаётся реальная жизнь.

А об этом в «Наталке Полтавке» ничего не сказано.

Мы можем продлить сюжет в будущее. Будущее Наталки — это её мать.

Откуда берутся такие матери?

Матери получаются из романтических девочек.

То есть, все девочки романтические, а потом становятся, причём все, как мать Наталки.

Романтика улетучивается и остаётся большой кусок сала.

45:43 Александр:

Зачитываю дальше.

«Н а т а л к а (поет).

…Не багата я і проста, но чесного роду…

…Моє все багатство єсть моє добре ім’я…»

Это как обман бедных людей.

Чем ещё гордиться бедному человеку?

Мы сказали выше, что богатство на обмане.

Но тогда бедному остаётся гордиться разве своим добрым именем.

Собеседник:

Если можем довольствоваться малым, то… «богат не тот, у кого всё есть, тот, кто ни в чём не нуждается».

Александр:

Таких фраз философы, святые люди нам много оставили в наследство.

Но люди почему-то не пользуются такими советами.

Собеседник:

Мы стремимся к облегчению трудов. Богатство общества измеряется количеством свободного времени его членов (Маркс?).

Но если у человека есть богатство, как правило, свободного времени у него нет. Сделает ли это его счастливым?

Я не уверен.

Мы в принципе не можем удовлетворить свои желания. Сколько бы у нас всего не было, всё мало.

Но для жизни тела нужно немного.

Терпелиха (мать Наталки) хотела жить лучше, вспоминая, какая она была молодой. Она же из села. И она сама теперь никому не нужна. Никто к ней не сватается.

Ей нужно было оставаться в Полтаве.

Котляревский построил сюжет, как надо. Богатство, бедность, стремление к восстановлению богатства и в итоге победа.

А вот что за победа — это отдельный вопрос.

51:12 Александр:

Продолжу озвучивать фрагменты.

«Н а т а л к а. Хотя б і протопопшею, то бог з ним! Нехай вони будуть розумні, багаті і письменнійші од нашого возного, та коли серце моє не лежить до їх і коли мені вони осоружні!.. Та і всі письменні — нехай вони собі тямляться!»

Наталка молодая девушка, романтик. Гормоны играют. Ей детей нужно рожать.

Для рождения детей нужна романтика. Она выбирает того, с кем потомство будет лучше.

Если выбор партнёра по любви, то, наверное, и дети рождаются здоровее. Видимо, в этом биологическая логика любви.

52:10 Александр:

«Н а т а л к а. Бідность і багатство — єсть то божа воля;

З милим їх ділити — єсть щаслива доля.»

Я вот посмотрел результаты научных исследований [здесь не приводятся].

Большая доля случайности в том, что люди становятся успешными, богатыми.

Человек находится в нужное время в нужном месте. Попадает на поток.

Наталка называет это Божьей волей.

Ну выйдет она за богатого. А он может разориться, как её отец.

Наталка начинает прогнозировать. Делает свой расчёт. Если выйдет за бедного, который по сердцу, то если он разбогатеет, будет хорошо. Если нет, то хоть жить с таким будет приятно.

53:35 Александр:

«Петро (один).

…Наталка …для которої стогнав під тяжкою роботою, для которої скитався на чужині і заробленую копійку збивав докупи, щоб розбагатіть і назвать Наталку своєю вічно!…»

То есть, Петро не какой-то разгильдяй. Он пытается разбогатеть.

Его желание — стать богатым. Стать рогом изобилия для Наталки. Для своей будущей семьи.

Он перспективный жених.

«Нехай злії одні плачуть,

Бо недобре замишляють;

А полтавці добрі скачуть, | (2)

Не на зло другим гуляють.|

Коли хочеш буть щасливим,

То на бога полагайся;

Перенось все терпеливо | (2)

І на бідних оглядайся.»

Это заключительная фраза произведения.

В которой ещё раз говорится, что бедность и богатство — это случайность.

Но жить нужно оглядываясь на бедных. Потому что бедные честны. А богатые нечестны.

Парадоксальная ситуация. Хочется в богатство, но там обман.

Хочешь быть честным — остаёшься в бедности.

И тут постоянные качели. Между своими желаниями.

55:37 Собеседник:

С точки зрения случайности.

Поскольку над нами Бог, то это Промысел Божий.

Богатство и бедность — Бог предпринимает.

Одному даёт богатство, другой ничего не может достигнуть.

Петро 4 года работал. Накопил денег. Но назвать это богатством нельзя.

Он заработал для того, чтобы построить дом. Приобрести материалы, механизмы, чтобы заниматься каким-то ремеслом.

Это не богатство.

Пётр и Наталка находятся в том идеале, какими мы должны быть.

Петро и Наталка для нас пример.

И он был верен Наталке. И Наталка до последнего сражалась, чтобы не выйти за другого. И Бог их не оставил. Соединил их самым неожиданным образом.

Я за них очень переживал, когда первый раз читал.

Я верю, что они не переступят грань. Можно быть богатым и остаться человеком, угодным Богу.

А Терпелиха, мать Наталки, хотела возврата к той жизни, когда она могла не работать. Муж зарабатывал достаточно. И она была избалована таким образом жизни.

1:00:50 Александр:

Вы говорите, что Наталка идеал.

Но таковы почти все девушки. Они, как и Наталка, романтичны.

А романтичны потому, что так играют гормоны.

Но проходит несколько лет и они перерождаются в других существ.

В произведении не показано, что стало с Наталкой далее.

Это неоконченный роман.

Если бы Котляревский проследил их жизнь дальше, до их кончины. Как бы они жили?

Как Петро? Выдержит ли он удары судьбы?

Пройдёт 5, 10 лет. Он будет пробовать заработать. Не будет получаться. Впадёт в депрессию. Начнёт пить.

Молодые парни тоже, как Петро. Сразу пытаются заработать, что-то делать. Но жизнь их начинает отёсывать и они перерождаются в обычных мужиков, как и все.

Собеседник:

В этом есть проблема.

Александр:

Котляревский до конца этот вопрос не исследовал.

И концовка «Наталки Полтавки» странная, неправдоподобная. Возный отказывается от Наталки в пользу Петра.

Хотя в реальной жизни это вряд ли возможно.

Собеседник:

А почему он так поступил?

Пётр все свои за 4 года заработанные деньги отдаёт Наталке, чтобы она материально не зависела от возного. В таком случае Наталка становится ровней возному.

Возного такой поступок поразил.

И ещё. Вернёмся чуть назад.

Наталка уже согласилась с доводами матери выйти замуж за первого встречного. Но она стала на колени и молилась. Если ты, Господи, уже так решил в отношении меня, то вырви из меня любовь к Петру. Любовь  это самое важное. К друг другу, ближнему, врагу.

Всё покрывается любовью. Этим живёт мир. Иначе бы произошла катастрофа.

После молитв произошло чудо. Пётр пришёл в это село.

А это просто невероятно.

И когда Пётр отдаёт деньги Наталке, а сам готов уйти, то это поразило возного, для которого деньги были на первом месте.

1:07:44 Кстати, в самом начале прозведения встреча выборного с возным. Куда шёл возный?

Он шёл к вдовствующей дьяконессе. Всё в нём уживается, и любовь в Наталке, и влечение к дьяконессе.

Александр:

Он с лёгкостью отдаёт Наталку Петру, а сам пойдёт к дьяконессе.

Он ничего особо не теряет.

Для возного Наталка не сокровище. А для Петра сокровище.

Собеседник:

Что победило в этой пьесе?

Наталка никого не убедила в своей правоте, что она не пара возному.

Александр:

Слова не убеждают.

Какова главная победа изображена в «Наталке Полтавке»?

Собеседник:

Она никого не убедила.

Победил поступок Петра. Это самое главное.

Поступок Петра, который победил — это смирение.

Смысл жизни человека, как мы уже говорили, заключается в приобретении Святаго Духа. В приобретении Царствия Небесного.

В этом смысл материальной, плотской жизни человека.

А достигается это приобретением смирения.

Если мы его приобретаем, Бог приоткрывает нам вот эти вот врата.

Это путь к Вечности.

Так вот Пётр смирился с тем, что Наталка выходит за другого, и он этим побеждает всех.

И Котляревский, который проучился 9 лет в Духовной семинарии, он был напитан этими истинами.

Александр:

Кстати, на сегодня нету этих истин в общественном сознании.

Собеседник:

Верующих людей, которые ходят в храм, исповедываются, их 1%.

Все остальные живут по-своему, говоря, что «Бог внутри меня», «никуда ходить не надо», «я сам всё знаю». И грешат, не замечая этого.

Это очень опасно для человека.

1:13:33 Александр:

Нам нужно подытожить.

Собеседник:

Котляревский полезнейший человек для нас. Для Полтавы, для каждого читающего человека.

«Энеида»  это описание того, какими мы не должны быть. Там всё страшно.

«Москаль-чародей» — мы обсудим в одной из наших дальнейших бесед.

«Наталка Полтавка»  это вершина, это любовь.

Котляревский — человек глубоко порядочный. Крайне полезный для нас, на примерах героев его литературы.

Самое лучшее  «Наталка Полтавка». Там всё есть, необходимое для нас. Любовь, терпение, смирение. Это для нас пример. Я верю, что вся дальнейшая жизнь Наталки и Петра прожита так же, как показано в произведении.

Они не изменились. Они остались такими же.

1:16:20Александр:

Я бы хотел продолжения.

Если бы нашёлся писатель, написавший продолжение «Наталки Полтавки». В котором показал, как отношения Наталки и Петра могут развиваться дальше. Писатель, который понимает человеческую природу, понимает жизнь. Понимает, во что превращаются люди с течением времени.

Собеседник:

Интересная мысль.

Кстати, все произведения Котляревского — это интерпретация произведений других авторов. Он перевёл их на малороссийскую, украинскую почву.

То же касается и «Наталки Полтавки». Базовое произведение — «Казак-стихотворец» Александра Шаховского, написанное за 7 лет до «Наталки Полтавки». «Наталка Полтавка» написана в 1819 году. А «Казак-стихотворец» в 1812.

Да, интересно почитать продолжение. Например, назвать типа «20 лет спустя». Что с ними будет? Дети? Достижения?

Какой стала Наталка Полтавка? Чего бы она хотела своим детям?

Александр:

Когда чувства к Петру угаснут.

Собеседник:

Для нас Наталка Полтавка существует 200 лет.

И…я в неё верю, и в Петра тоже.

Они — вечны. Они в книге и их ничто не может сломать.

Голосование

Наталка и Петро — суперзвёзды для каждого полтавчанина, каждого украинца, каждого человека Мира? Наталка и Петро — суперзвёзды для каждого полтавчанина, каждого украинца, каждого человека Мира?

Интересно ли Вам прочитать продолжение «Наталки Полтавки», в изложении уже современного гения украинской, полтавской литературы, который может появиться? Интересно ли Вам прочитать продолжение «Наталки Полтавки», в изложении уже современного гения украинской, полтавской литературы, который может появиться?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Партнерський проект
Дискуссионный клуб Полтава

Редактор проекту:
Александр Золотухин

198

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему