Дискуссионный клуб: Люди эгоисты?
Из книги «Я — и люди»:
«Люди стали болезненно хлипкими, объективности боятся, озабочены лишь хорошим отношением к себе. Легкое подтрунивание принимают за издевательство, искры весёлости в глазах — за потаённую злобу; некоторое опережение в мыслях — за претензию на избранность.
Трудно с ними. Приходится изобретать целую систему экивоков и обиняков. Комедия человеческого общения — самая многоактная в истории. Будто, если её исчерпаем, и опустится занавес, сразу скучно станет. Будто новее и выше экивоков нас уже ничего не ожидает.»
Мне прислали этот отрывок и попросили рассмотреть с применением метода дискуссии такой вопрос: «Люди очень любят себя и заняты только собой, завистливы, не приемлют чужого мнения: так ли это?».
Уважаемый Дядько (комментатор «Полтавщины») согласился составить мне (Кихоту) компанию (спасибо, уважаемый Дядько!). Мы письменно раскинули аргументы на «За» и «Против». И сделали каждый свой вывод, который учитывает все высказанные аргументы.
После чего я озвучил подготовленную дискуссию на видео. На видео я дополнительно проанализировал каждый аргумент, каждую позицию и вывод. Поэтому полная дискуссия на видео. А ниже приведён только текст подготовленных аргументов и вывод.
Эта дискуссия является образцовой, поскольку сделана по всем правилам Дискуссионного Клуба Полтава. Каждый желающий может испробовать эту методику для решения любого своего вопроса. Собственно, это и является целью Клуба — разработка и популяризация Метода дискуссии. Таким образом, во всех наших состоявшихся дискуссиях основным является именно Метод, а не тема дискуссии. Тема всегда второстепенна.
Кстати, Дядько и Кихот — это дискуссионные прозвища.
Видео дискуссии:
Аргументы позиции, что люди заняты только собой, завистливы, не приемлют чужого мнения, то есть, эгоисты.
Дядько:
Инстинкт.
Человек, который считается существом разумным, все же в той или иной степени руководствуется инстинктами. Все они направлены на удовлетворение личных жизненных потребностей. Будь то инстинкт самосохранения (от слова самого), или инстинкт продления рода. Но таки своего. Науке не известно ни одного инстинкта у человека, направленного на защиту социума. Кроме инстинкта сохранения чужой жизни, который присущ исключительно женщинам. И то он нужен для сохранения жизни опять-таки своего чада.
Своя жилетка ближе к телу.
Человек, будучи безусловно существом социальным, вынужден взаимодействовать с другими людьми, подчиняться законам общества, прислушиваться к мнению других людей. Но это является лишь неотъемлемой частью выживания. Основная же часть личных усилий направляется на удовлетворение своего «Эго». Хороший заработок, большой дом, мощный автомобиль, красивая женщина рядом, успешные и умные дети. Именно этими факторами, который человек считает лично своими, он и тешит своё самолюбие. Оно ведь твое, и только твое! Ведь вряд ли бы Вы гордились тем, что у вашего коллеги автомобиль большой?
Зависть, как неотъемлемое чувство.
Зависть в той или иной степени присуща всем людям. Это разновидность эмоций, при правильном самоконтроле скорее полезная, нежели вредная. И возникает она, когда человек видит желанную вещь либо другого рода достижение у иного человека. Почему оно не мое? Почему не я? Более умный задаст вопрос иначе, — Как и мне достичь этого? Но в любом случае личное «Эго» будет задето.
Аргументы позиции, что люди заняты не только собой, но и другими, не завистливы, приемлют чужое мнение, то есть, не эгоисты.
Кихот:
Биологический альтруизм.
В самом общем виде эгоизм (любовь к себе и собственной выгоде) направлена на передачу в будущее своих личных генов. Личное бессмертие.
Но выживаемость всех и каждого увеличивается, если люди будут проявлять альтруизм — жертвовать своим личным благосостоянием и выживанием в пользу других.
Поэтому эволюционно сложилось, что каждый из нас занят не только собою, но и другими.
Книги.
Все люди читают книги, смотрят телевизор, слушают воспитателей в детском саду, учителей в школе, родителей, друзей, начальников.
Поэтому все мнения, которые каждый имеет — не его собственное, а кем-то вложенное.
Почти все наши мнения — не наши личные, а чужие. И даже личные мнения — тоже не наши.
Личное мнение может быть только у Маугли. Да и то не своё, а тех животных, с которыми он общался.
Поэтому человек всегда приемлет чужое мнение.
Человек — биосоциальное существо.
Он живёт не на необитаемом острове, а в кругу с другими людьми.
И связан с ними многими связями. Он жадно ловит от других людей сигналы, что хорошо и что плохо, и действует согласно этим сигналам. И другим передаёт свои сигналы.
На работе выполняет указания начальства, за что получает зарплату. Не выполняет — его увольняют и зарплаты нет.
Девушке дарит цветы, которые она любит. Не дарит — не получает потомства.
Поэтому человек в большей степени доброжелателен, нежели завистлив. Без других людей человека нет.
Выводы сторон по дискуссии
Дядько:
Человек существо социальное и вынужден жить по законам общества, прислушиваться к мнению, выполнять инструкции. Ведь игнорирование общих норм однозначно будет иметь личные последствия. Но при этом человек даже на инстинктивном уровне в первую очередь будет закрывать свои личные потребности, а не некой социальной группы.
Кихота:
Вывод ожидаем. В каждом человеке соседствует как возвышенное, так и земное. Человек и эгоист, и альтруист. В разных ситуациях проявляется то одно, то другое. Человек всегда балансирует между эгоизмом и альтруизмом.
Посему ответ на поставленный вопрос такой. Человек занят не только собой, но и другими. Он завистлив, но не всегда. Он прислушивается к чужому мнению.
Отсюда следует практическая задача для каждого человека и для общества: как сбалансировать эти интересы общего и частного, чтобы в итоге было лучше всем и каждому?
Голосование
Люди очень любят себя и заняты только собой, завистливы, не приемлют чужого мнения?
Благодарности
Уважаемому Дядько за дискуссию.
Всем зрителям, просмотревшим видео дискуссии с полным разбором ситуации.
Всем читателям, прочитавшим аргументацию.
Всем проголосовавшим.
Всем задумавшимся, размышлявшим над вопросом. Нашедшим решение и ощутившим вследствие приятной интеллектуальной работы катарсис.
, организатор Дискуссионного Клуба Полтава