«Persona grata»: Марина Яриш
Із світом високого перукарського мистецтва і стану душі вас ознайомить відомий стиліст і креативна людина Марина Яриш
[Відео було видалено]
ВЕД.: Вітаю вас! Субота, ранок і я, ведуча Інна Якобенко, рада сьогодні спілкуватися в ефірі радіостанції «Ваша хвиля», в проекті «Персона грата» з цікавою гостею — осяйною, красивою, неповторною жінка, яка перманентно дивує всіх, хто стикається з нею по життю. Сьогодні у нас в гостях — відомий стиліст, власниця мережі перукарень, креативна людина, якій завжди щось цікаво в житті — Марина Яриш. Доброго ранку Вам!
ЯРИШ: Добрий ранок!
ВЕД.: Марино, Ви — людина, насамперед, дуже яскрава. Вас не можна не помітити на вулиці, в натовпі... Мені здається, ви малюєте свій образ на день, моделюєте його, щойно прокидаєтеся. Просто так, сіренькою мишкою — це точно не про вас!
ЯРИШ: Это, наверное, уже как бы дано мне. Каждая женщина должна не просто выйти на улицу, умыться и пойти, а уже определенный... даже удовольствие получить от того, что привести себя в порядок, подобрать костюм, создать свой образ. И каждый день, я считаю, женщина должна по-новому выглядеть. И не обязательно для этого кому-то поднимать настроение. Вы можете сами себе поднять настроение тем, что вы видите себя и будете собой довольны.
ВЕД.: Якщо сам собі не подобаєшся, мабуть, не варто сподіватися, що ти сподобаєшся комусь...
ЯРИШ: Нужно быть позитивным человеком. Конечно, не замыкаться на себе, но в то же время женщина должна себя любить и уважать.
ВЕД.: Ви — не просто майстер, а майстер креативний, відомий, майстер, який користується популярністю хоча б тому, що з самого початку, мабуть, ведете себе таким чином, що даєте зрозуміти: ви клієнта бачите. Коли людина приходить, ви уже в голові собі малюєте образ, який личив би цьому типу обличчя, цій статурі. Ви якось сказали, що, коли майстер запитує: «Что вы хотите?», це, як мінімум, ознака його не дуже високого професіоналізму. Майстер уже повинен в голові розуміти, що цій людині личить і, можливо, тактовно їй про це натякнути, якщо вона не здогадується ще.
ЯРИШ: Когда я вижу людей на улице, я уже представляю, какой образ я бы сделала. Это, наверное, как у каждого художника, который идёт и видит природу и хочет повторить это у себя на холсте. Так же я вижу даму и я уже хочу что-то творить. И я вижу по овалу лица, что подойдет. Особенно уделяю внимание тогда, когда приходит клиент. Особенно тот, который первый раз: очень важно его увидеть. Вот он заходит в дверь и я уже представляю несколько образов, какие бы я могла создать. И, как правило, это те женщина, которые уже доверяют мне.
ВЕД.: А якщо людина вперше в кріслі, з вами не знайома, можливо, не здогадується про вашу креативність? Ви вибудовуєте діалог так, щоб вивести на свою доріжку, чи підлаштовуєтеся під те, що людина замовляє? Навіть, якщо ви розумієте, що це не її? Але ж вона — клієнт...
ЯРИШ: Ну, начнем с того, что последние лет 10, наверное, люди, которые приходят ко мне обслуживаться, все-таки знают, к кому они идут. То есть, этот человек уже должен доверить... то есть, он уже должен доверять мастеру, и для того он и пришел, чтобы мастер сделал услугу так, как он видит. И, если я вижу, как будет лучше, я могу показать несколько вариантов. Для этого есть журналы, есть Интернет, мы можем пообщаться, подобрать по образу. Потому, что очень важно — это форма стрижки, форма прически, цвет волос. Еще нужно смотреть на личность: чем человек живет, как он выглядит. Вот первый раз пришел, я вижу: да, конечно же, сразу мы не будем менять все кардинально: и костюм, и аксессуар, и макияж, но мы начнем с прически и там уже постепенно, конечно, я подбираю образ в общем, полностью. Поэтому несколько вариантов стрижек, покрасок. И с этих нескольких вариантов (если я вижу, что человек идет на контакт) я буду начинать работу. Если я вижу, что мы друг друга не понимаем, я лучше откажусь: я не доставлю удовольствие ни себе, ни своему клиенту.
ВЕД.: Ви володієте перукарським мистецтвом. Ви — і візажист також, але поєднуєте все це одним словом — «стиліст», тобто, людина, яка бачить образ довершений.
ЯРИШ: Да, конечно. Стилист — это человек, который делает образ в общем. То есть, и макияж, и прическа, и какие-то элементы декора, аксессуаров, и так далее. Потому что я не берусь за подбор костюмов, потому что это бывает только с моими клиентами, которые меня очень много лет знают. Я могу, конечно же, подсказать все: и фасон, и... но я не беру эту часть. Потому что это — не мое. Мое — это макияж, прическа, фотосессии, которые прекрасно поднимают мне настроение. Потому что я могу человека кардинально поменять: за одну фотосессию создать три-четыре образа совершенно разных. И для дамы это очень даже праздник, это — интересно. Творить — это всегда праздник и для меня.
ВЕД.: Раніше фотосесію дуже часто замовляли, наприклад, молоді дівчата, які намагалися робити кар’єру в модельному бізнесі. Зараз з’явилося розуміння того, що це варто собі дозволяти, якщо ти фінансово можеш собі це дозволити, щоб зафіксувати оцей твій етап життєвий, можливо, емоційного підйому якогось, особистісних якихось моментів, для того, щоб через 15-20 років було не сумно погортати альбоми зі своїм хорошим настроєм, помандрувати сторінками спогадів... Тобто, вже не лише люди, які торують шлях у модельний бізнес, а всі, хто відчуває прекрасне, хочуть зафіксувати ці моменти, залишити їх на згадку.
ЯРИШ: Действительно, все чаще женщины и среднего возраста, не только молодежь, хотят запечатлить какой-то определенный этап своей жизни, образ фотосессией. Причем, это может быть не только в фотостудии. Мы ездим на природу, мы делаем прекрасные художественные портреты и прекрасно еще проводим время. И я считаю, что женщина должна хотя бы несколько раз в жизни сделать профессиональные портреты для того, чтобы и ее дети и потом внуки могли восхищаться этим. Также заказать портрет у художника.
ВЕД: Марино, ви якось сказали, що завдяки своїй професії взагалі вивчили геометрію.
ЯРИШ: Да, я очень благодарна своей профессии за то, что я выучила геометрию стрижки , ну, как я это вижу, плюс технологии очень известных мастеров. Вот я работаю все-таки больше по технике Видала Сассуна , хотя много школ и много тренингов мы проходим ежегодно, в год не менее 3-4 тренингов у достаточно известных школ мы проходим обучение. Но геометрия — это прекрасное владение образом, потому что каждое лицо, когда ты видишь форму лица, форму черепа, ты видишь прекрасно, как стрижка будет сидеть на этой даме или на молодом человеке. И это дает возможность клиенту поменяться кардинально. Все зависит, конечно же, от фантазии мастера. И стрижка... она не должна требовать укладки. Если стрижка каждодневно требует укладки, то это совершенно примитивная работа. Да, сегодня мастера уже, я считаю, так работать не должны. Потому что правильная геометрия, она выкладывает волосы так, как мастер видит и по форме роста волос. Все это достаточно интересно, увлекательно, но очень сложно. Поэтому, если человек владеет геометрией, он сможет владеть этой профессией.
ВЕД: Ідея стати стилістом, майстром-перукарем не з’явилася у вас спонтанно (як буває, часом, коли люди закінчують, наприклад, 10 класів, і 20 травня думають: куди мені вступати?) Ви, власне, дитина цього світу, ваша мама була відомим майстром — перукарем перукарні, однієї з головних на той час перукарень, у Будинку побуту на Леніна і, власне, ваше дитинство пройшло саме в цьому салоні?
ЯРИШ: Да, как вы заметили, мое детство действительно проходило на Ленина в Доме быта в парикмахерской. И не только в парикмахерской, потому что там были и швеи, трикотаж, т.е. мы это все видели, на моих глазах это все было. А особенно клиенты моей мамы. Кстати, уже прошло много лет, но некоторые из них приходят к нам в парикмахерскую обслуживаются, это мне очень приятно. Начала я работать с 17 лет, вот уже 26 год как я у руля. Начало было таким интересным. Моя подруга мечтала стать парикмахером, потому что мы часто с ней приходили к моей маме на работу и получали удовольствие: там все было модным, красивым. Улыбающиеся лица и довольные женщины, этот позитив, он очень передался моей подруге, которая захотела стать парикмахером. И вот когда она поступила в училище на парикмахера, она меня на следующий год спросила: «Кем ты хочешь стать?» «Ну, я хочу стать человеком, который связан с искусством», — ответила я. Мне хотелось что-то такое, что поднимало бы мне настроение каждый день. Подруга спросила: «А почему бы тебе не стать парикмахером?» И вы знаете, вот этот вопрос, наверное, решил всю мою жизнь. Я очень ей за это благодарна. Света, я тебе очень за это благодарна!
ВЕД: Марина, що ще, крім салону, в якому працювала мама і в якому ви проводили багато часу, вас формувало і, можливо, формує і до цього часу?
ЯРИШ: Ну, наверное, вот этот позитив, улыбки людей. Когда моя мама стригла и получала удовольствие от этой работы, наверне, я это все видела и во мне это все очень отложилось. Поэтому по сегодняшний день я как бы стараюсь приносить хорошее настроение, чтобы женщина, глядя на себя в зеркало, просто себя полюбила и видела себя постоянно новой.
ВЕД: Ви сказали перед ефіром, що основні ваші клієнти — жінки, чоловіків мало. Тобто, ви вважаєте, що потрібно чітке розподілення: жіночий перукар і чоловічий. Може бути універсальний майстер?
ЯРИШ: Я начинала как комбинированный мастер, это мастер женский и мужской, и большую часть времени я проводила в мужском зале. Начинала с того, что я работала мастером мужским. И постепенно... я боялась очень с женщинами работать, и постепенно мои клиенты-мужчины приводили своих подруг, мам, сестер. И я, конечно, с опаской бралась за работу, но, видимо, это получалось, потому что женщин ставало все больше и больше. После чего я уделила больше внимания женской работе, и как то вот мужчин в моей жизни стало меньше — как клиентов: из-за того, что большую часть времени занимают женские работы.
ВЕД: З своїм майбутнім чоловіком ви познайомилися, коли він прийшов до вас як клієнт?
ЯРИШ: Ну он меня увидел... Даже не на моей работе. Познакомились мы раньше, он меня увидел не в парикмахерской, но пришел знакомиться в парикмахерскую.
ВЕД: Мені здається, що батьки, мабуть, щасливі, коли вони відбулися у професії і їхні діти, усвідомлюючи це, також обирають цю професію. Ваш син, якому зараз 20 років, модельної зовнішності, претендує на те, щоб з часом стати відомим полтавським і, може, не лише полтавським майстром-перукарем. Він сам зробив цей вибір?
ЯРИШ: Ну, если мы начнём с того, что мой ребёнок вырос так же, как я, у мамы в парикмахерской, можно сказать, что он вообще с рождения с этой профессией связан, потому что, когда я открыла.. Мы 18-ый год работаем как частные предприниматели, до того были клиенты, которые приходили ко мне непосредственно домой. И он с рождения связан с этой профессией. Вы знаете, мы как-то и не обсуждали, кем он будет, потому что я видела, что он — человек неординарный, что он — больше художник, вот и, наверное, тренинги с 10 лет у очень известных модельеров, в Киев мы ездили на тренинги и он высиживал 3-4 часа на тренингах и я видела, что это ему нравится. Творить он начал года три назад. Он начал стричь своих друзей и подруг и, в общем-то, я смотрю, что женская работа ему нравится больше. Хотя делаю уклон, конечно же, и на мужские стрижки. Еще хочу сказать, что я благодарна своим родителям за профессию: и мамочке, и папочке. Я вас очень люблю. Мои родители много лет вместе — больше 50 лет. Они обвенчались три года назад. Помимо того, что в браке живут. Поэтому у нас очень счастливая семья и я очень благодарна и своим родителям, и своему супругу, который меня всегда поддерживает, и своему сыну. Я всем им за это очень признательна.
ВЕД: Про сімейну команду ми з’ясували. Але важливо ще також, коли ти починаєш працювати уже, власне, на себе (понад 18 років ви саме це і робите), з ким ти будеш цю дорогу торувати. Тому що, як кажуть, можна найпрекраснішу ідею загубити, якщо не зібрати команду однодумців. На ринку конкуренція велика, але ви повинні бути на ринку унікальними, щоб претендувати, в тому числі, і на фінансовий успіх. За яким принципом ви формували свою команду? Де ви добираєте цих людей, де знаходите? Чи навчаєте самі?
ЯРИШ: Хочу сказать «спасибо» своей команде, которая всегда со мной идет в ногу. Во-первых, я никогда... я — не деспотичная личность, я не могу заставить творческую личность делать так, как я вижу, поэтому вот, наверное, лояльность, спокойствие как руководителя к своим стилистам...
Я очень уважаю их мнение, как видят они свою работу, потому что техника... да, мы владеем многими техниками, которые на сегодняшний день существуют, их много, я не хочу перечислять. Но я не задавливаю в каждом из своих мастеров личность. Потому что техникой владеть — это раз, второе — это делать так, как человек видит. И, наверное, вот это вот «недавление» очень связывает нас. Потому что я вижу в каждом из своих мастеров личность. Наверное, вот это дает мне такую вот стабильность отношений, но без деспотичности, которой, я считаю, в этой профессии не должно быть. Хотя дисциплина, конечно же, никто не отменял. Стилисты — люди творческие и с ними может общаться только руководитель, который занимается непосредственно этим делом, который — профессионал в этом деле. Тогда только можно добиться, действительно, високих результатов.
ВЕД: Приклад тому — полтавські салони: там, де господарі — люди професії, все успішно. Де люди, які мали гроші і створили це, швидше, як забавку, — дуже часто виникають проблеми, тому що вони навіть елементарно — на етапі контролю процесу, — не завжди розуміють, що там відбувається.
ЯРИШ: Да, существует профессиональная этика, где нужно, во-первых, мы занимаемся обучением. И когда нужно повысить квалификацию мастера, и психология очень важна в этой профессии. Если мастер видит человека, если он любит свою работу, то это, конечно, всегда дает позитивный результат. Еще я хочу сказать, что, когда мы открывали бізнес 18 лет назад, мы были третьим частным салоном в городе. Сейчас, на сегодняшний день, больше 200 салонов. И я хочу сказать, что, чем больше открывается салонов, тем больше у нас работы.
ВЕД: Как у Ильфа и Петрова: «Люди рождаются для того, чтобы постричься, перейти через дорогу и умереть...». Не помню до конца.
ЯРИШ: Да, да.
ВЕД: До речі, якраз про ваше улюблене місто: ваше серце розділене на дві рівноцінні частини. На одній великими літерами написано «Полтава», на іншій — «Одеса». Чому?
ЯРИШ: Ну это потому, что мои близкие люди и мое детство проходило или в парикмахерской на Ленина у мамы, или же в Одессе. У меня там и бабушка, и тетя, и два брата живут, и близких людей очень много. То есть, это — моя вторая родина. Я всегда говорю, что я родилась в Полтаве, но моя вторая родина — Одесса. Одесса очень знаменита людьми искусства, она очень творческая, прекрасную имеет историю, хотя это и не старый город по сравнению с Полтавой. Плюс архитектура, которую я уважаю и ценю. Мне очень нравится позитив одесситов.
ВЕД: Це портове місто, там багато моряків, які привозили раніше «звідти» яскраві враження у наше сіро-чорно-коричневе буття. Мабуть,це відобразилося і на характері одеситів, до певної міри — їхньому стилі життя. До речі, про стилі життя... І про стиляг! Час від часу Вас помічають у якихось полтавських модних тусовках, Ви — яскрава особистість і обов’язково в таких контекстах десь з’являєтеся. Зокрема, я помітила Вас у «Європі», на тематичній вечірці стиляг. Зараз людям мало просто прийти на хорошу кухню, чи щоб потанцювати — їм потрібні перформенси!
ЯРИШ: Ну бывают у нас, конечно, в городе (правда, не так часто) выставки, показы. Я хотіла бы поговорить и о проектах. Были времена, когда проводились выставки: в облгосадминистрации, когда мы делали шоу-показ. На День молодёжи возле стадиона «Ворскла» мы также проводили шоу-показ. Это, конечно, интересно. Я считаю, что молодежь должна участвовать в таких проектах, они должны самореализовываться, они должны показывать свое направление работы. Также учиться вот на этих интересных выставках. Ну, конечно же, все это — жизнь и все интересное, все захватывающее меня увлекает. Да, вот скоро пойдем на «джинсовую дискотеку».
ВЕД: Хочу запитати про проект «Дорогою добра».
ЯРИШ: Ну, это совершенно, конечно, другая тема. Мы переключаемся на тему благотворительности. Потому что каждый человек, который может чем-либо помочь людям, которые в этом нуждаются, должен это делать. И мы с удовольствием работаем с детьми, которые нуждаются в красивых, стильных стрижках. Больше 8 лет уже мы стрижем деток, которые нуждаются, действительно, в тепле, в уюте и в любви. Делаем это 3-4 раза в год. То есть, мы ездим в больницы, детские интернаты и там работаем с детьми, которых сложно вывозить на стрижки. С ними работать сложно, но мы стараемся работать с удовольствием. Я к этому приобщила своего сына: он с нами много лет ездит, стрижет. Причем, мы делаем стрижки не просто под машинку. Это — модельные, красивые стрижки. Привозим с собой сладости и, в общем, хорошо проводим время. Потому что эти дети чувствуют, что мы с удовольствием это делаем, с любовью. Нас там много лет уже знают.
ВЕД: Це — спільний проект с телерадіокомпанією «Лтава», студією «Разом»?
ЯРИШ: Да.
ВЕД: Я зазвичай наприкінці нашим гостям ставлю кілька стандартних запитань. У скільки балів за 10-бальною шкалою Ви рейтинг власного життєвого успіху на даному етапі оцінюєте?
ЯРИШ: Ну мне трудно судить, конечно. Потому что в общем-то я — счастливый человек, хочу просто это сказать. Я рада, что меня окружают счастливые люди, позитивные люди. Ну, может быть, на все 8. Я не знаю.
ВЕД: Марино, а ще я прошу наших гостей подарувати слухачам улюблену притчу, або анекдот. Якщо він ще й пов’язаний з професією — це взагалі було б чудово.
ЯРИШ: У нас в салоне уже есть свій профессиональный афоризм: если женщина в 30 — не красавица, то ей нужно обратиться в «Mari»!
ВЕД.: Я дякую вам! Сьогодні у нас в гостях була відомий стиліст, власниця мережі перукарень, креативна людина, якій не байдуже, яка вона в цьому житті і який світ довкола — Марина Яриш. Я дякую, що ви суботньої пори забрали шматок часу у своєї сім’ї, у своєї професії, своїх друзів і порадували його нашим слухачам. Сподіваюся, їм не було сьогодні з нами сумно. Я, ведуча Інна Якобенко, прощаюся з вами. І передаю віртуальне ефірне кермо своїм колегам. Почуємося за тиждень! На все добре.
ЯРИШ: На все добре!