Глава 2. От призвания князей до разрушения Киева Батыем. Очерк первый: Начало украинской государственности. Часть пятая. Аскольд и Дир
Года через полтора-два, после захвата Рюриком Ладоги, часть варягов, составлявших его дружину, оставила своего предводителя и направилась на юг. Руководили ими Аскольд (вероятно, Хаскуальд) и Дир (возможно Дьюри). Для того, чтобы понять этот краеугольный эпизод нашей истории, необходимо, как мне кажется, ответить на три вопроса. Кто такие Дир и Аскольд? Почему они ушли от Рюрика? За что Олег их убил?
Летописная интерпретация, основанная на династической традиции, говорит о следующем. Обосновавшись в Ладоге, Рюрик, по одной из версий, * отправил небольшой отряд своих воинов, в Константинополь с подарками для императора. Аскольд с компанией ослушались, за что и были наказаны Олегом. По другим данным, ** часть воинов Рюрика «отпросились» у него в поход на Византию. Поселившись в Киеве, Дир с Аскольдом перестали признавать власть северного князя над собой, что, по мнению Олега, было ни чем иным, как узурпацией власти. Пробравшись в Киев, последний истребил узурпаторов и восстановил власть наследника Рюрика, Игоря, регентом при котором состоял. Совершив это благое дело, Олег, неся перед собой, как икону, младенца Игоря, вступил в захваченный им Киев.
Вероятно, обе эти версии не вызывали бы вопросов, будь Рюрик, действительно, легитимным государем, а Дир и Аскольд его вассалами. Но мы знаем Рюрика не государем, а лишь предводителем варяжской дружины. Условия формирования и функционирования подобных дружин предполагали, что даже очень сильный, смелый и авторитетный человек, коим без сомнения был Рюрик, мог претендовать лишь на положение первого среди равных, и уж ни как на отношения сюзерен — вассал. Так где же искать ответы на интересующие нас вопросы? Учитывая, практически полное отсутствие достоверной информации, выход вижу в следующем. Необходимо попытаться понять как логику самого исторического события, так и логику, которой пользовались при принятии тех или иных решений сами участники процесса. С этой целью, предлагаю свой вариант исторической реконструкции событий, предшествующих образованию Киевского княжества.
Я думаю, что дело было так. Варяжский конунг Рюрик, промышлявший грабежом и разбоем вдоль всего побережья Европы, заскучал. Работа не приносила ни удовольствия, ни дохода. Да и откуда возьмется доход, если из года в год грабить одни и те же города и без того небогатой Европы. Где-то далеко была сказочная Византия. Там, действительно, было что взять. Дело, конечно, небезопасное, но почему бы и нет? Бросив клич среди других скандинавских разбойников, Рюрик стал готовиться к походу. Желающих нашлось немало. Приходили как воины-одиночки, так и целые дружины, состоящие из опытных воинов и возглавляемые известными конунгами. В числе прочих, желание идти на Константинополь выразили и конунги Хаскуальд и Дьюри со своими дружинами. Идти решили по Днепру, дабы избежать столкновений с хазарами на Волге и обеспечить себе преимущество внезапности. В 862 году варяжская эскадра проникла в устье Волхова, но дальше не пошла, а осталась зимовать в Ладоге.
Причин вынужденной остановки мы не знаем. Вероятно, при подготовке похода произошли какие-то сбои, и возник риск не вложиться в сроки, и не успеть закончить поход до того момента, пока станут реки. Поэтому решили зимовать на Балтике, а как сойдет лед, выступить. Но, перезимовав в Ладоге и поправив пошатнувшееся материальное положение за счет местных аборигенов, Рюрик, возможно, потерял интерес к походу. Может быть, последовали предложения о работе от европейских монархов. Ведь желанием лично доставить «резюме» и пройти собеседование, вполне можно объяснить его «большое европейское дипломатическое турне». *** В общем, Рюрик передумал, что вызвало ряд вопросов у других участников проекта. Они попросили объяснений: зачем их сюда позвали, и что они делают в этой, забытой Одином стране.
Судя по всему, споры были жарким, а поскольку университетским образованием скандинавы не обладали, и с дипломатическим протоколом были знакомы слабо, в ход пошли мечи. Известия о «разборках» между варягами, косвенно, могут быть подтверждены упоминанием о восстании некого Вадима, а также утверждением летописца, что многие мужи бежали из Ладоги в Киев. «Мужами» этими были, несомненно, скандинавы. Не думаю, что кому-либо пришло бы в голову называть этим гордым словом «горячих финских парней» из племени весь, или живущих в лесах и платящих всем, кто ни попросит славян. Да и скрываться в Киеве последним было не с руки. Куда проще схорониться в «заповедных и дремучих страшных Муромских лесах»,**** чем переться за тысячу верст в неизвестность. У варягов же было только два пути: домой, на север, или на юг, в Царьград.
Сколько народу погибло в этой усобице, никто не знает. Вероятно, много. Могло статься, что погибли близкие родственники, а может и старшие сыновья Рюрика. Заканчивая эту часть повествования, мы, также, вполне можем предположить, что перед смертью, назначая Олега своим приемником, или убеждая дружину выбрать его новым конунгом, Рюрик взял со своего побратима, или родственника, обещания: заботится о своем малолетнем сыне, наказать Аскольда с Диром и осуществить свою давнюю мечту — поход на Византию. Все обещания, данные другу, Олег выполнил, но об этом, несколько позже.
А пока, мы отправимся вслед за покинувшими Ладогу варягами. Проплывая вниз по Днепру, они увидели городок на горе. «Чей это город?» — спросил Аскольд. Жители назвали себя полянами, рассказали, что ведут свой род от Кия, по имени которого и назван город. Поведали они и том, что в данный исторический период вынуждены платить дань хазарам. «Забудьте о хазарах!» — сказал им предводитель пришельцев: «Теперь это наша проблема. А то, что вы раньше давали хазарам, будете отдавать нам!». Подумали поляне, и согласились. Хазары далеко, а эти, вот они рядом. Да и какая нам разница? На этом и сговорились. Так конунги Аскольд и Дир основали со своими дружинами варяжское княжество в Киеве.
Как мы видим, в летописях отсутствует информация, о каких либо масштабных военных действиях при «воцарении» Аскольда в Киеве, и, тем более, об участии в них местного населения. Точно также, почти бескровно, произошел захват власти Олегом. Надо полагать, что уже тогда сформировалась черта национального характера украинцев — неучастие в собственной судьбе. Описываемые события чем-то напоминают «лихие девяностые» с их «великим криминальным переделом». Не то, что бы история, но даже художественные фильмы о той эпохе не сохранили сведений о борьбе предпринимателей (а тогда на стихийных рынках стояла вся страна) с бандитским или «ментовским» произволом. Разве что герой, обычно полу-русский, полу-американец, от непонимания действительности вступает в бой с мафией и, как в кино, побеждает. Это вам не Америка 20-х годов, и даже не фильмы, об Америке. У нас же все просто и спокойно: «Есть у меня сто долларов (шкурка куницы, мешок пшеницы и т. д.). Вы, пацаны, разберитесь между собой, кто из вас круче, а потом приходите — дань ваша.
Чем занимались варяги Аскольда в Киеве? Конечно же, тем, чем и должны заниматься бандиты — грабили и «крышевали» купцов. Летописец помнит поход Киевских викингов на полочан, ориентировочно в 865, в землях которых они «много зла сотвориша», взяв, при этом, богатую дань. Примерно в то же время, Аскольд сотоварищи «поимели» с древлян. Годом раньше датируется неудачный поход на болгар, в ходе которого, в числе многих воинов погиб, очевидно, и сын Аскольда. Известно, что хазарский каганат не смирился с потерей полянской дани, и с целью восстановить «привычный порядок вещей», нанял печенегов. Последние осадили Киев, но благодаря умелым действиям варяжских дружин, были разбиты и отброшены обратно в степь.
Но, конечно же, самым известным деянием варяжских вождей Дира и Аскольда был поход на Константинополь. По мнению некоторых исследователей, ***** этот поход не носил характер примитивного бандитского набега. Ссылаясь на очевидца событий, константинопольского патриарха Фотия, они утверждают, что Аскольд направился в Царьград, с целью восстановления прав русских (скандинавских) купцов, которые были нарушены греками. Судя по всему, земляков «тупо кинули» на восточном базаре, и как серьезная и уважающая себя «крыша», киевские конунги двинулись на юг, с целью «разрулить» ситуацию. «Стрелку», правда, не набивали, а воспользовались тем, что император Михаил III с армией и флотом ушел на сарацин. Неожиданно появившись у стен столицы, варяжские дружины, вполне вероятно, усиленные славянским ополчением, посеяли панику в империи. По некоторым данным, ****** варяжско-славянская эскадра насчитывала до 200 ладей. Однако, благодаря чудесному заступничеству Богородицы, греки спаслись. «Гром с ясного неба» и последовавшая за ним буря разметала и разбила множество русских кораблей. Много воинов погибло. «И бысть в Киеве плач великий».
Говорят, ******* пораженные чудесным избавлением греческой столицы, киевские конунги и часть их воинов приняли христианство. Император с патриархом отправили на Русь епископа. Завершить же предприятие, задуманное Рюриком и не осуществленное Аскольдом, а именно, совершить удачный поход на Византию, было суждено другому варяжскому конунгу — Олегу.
________________
* Гиляров
** Соловьев
*** Шамбаров
**** Высоцкий
***** Ключевский
****** Соловьев
******* Соловьев