Розмір тексту

Нужно ли нашему человеку отчество?

10 декабря 2017 года в Дискуссионном Клубе Полтава состоялась дискуссия по теме: Нужно ли нашему человеку отчество?

Почему такая тема?

Говорят, (как мы потом выяснили — слухи, но волна пошла), в Украине в законодательном порядке планируют отменить отчества. Мы, собственно, далеко не за то, чтобы в рай человека силой тащить. Но вопрос нужности отчеств вызывает наш неподдельный интерес. Мы решили проверить его Методом Дискуссии по Правилам Дискуссионного Клуба Полтава.

Аргументы стороны утверждения готовил и озвучивал Эволюционер (дискуссионное прозвище). На стороне возражения стоит Кихот (дискуссионное прозвище).

ДИСКУССИЯ Нужно ли нашему человеку отчество 10 12 17 Видео дискуссии

Аргументы сторон 

Для этой публикации значительно сокращены, полные аргументы на видео:

Первый, синий аргумент «За»

Эволюционер: Особенности общения, имена, фамилии и отчества, являются частью культуры.

Защита и сохранение культуры и национальных традиций является одной из главных задач любого народа. Культура народа формируется на протяжении сотен лет, а политика и политики — это явление временное, которое просто нужно пережить. 

Стремление к европейским ценностям вполне понятно, но нужно давать отчёт в том, что сохранение культурного наследия, является одним из приоритетов тех же европейских ценностей — это и есть политкорректность. Да, в большинстве европейских культур нет отчеств (или уже нет), нет их и в США, но данный факт не нужно воспринимать как новую моду, это всего лишь их национальная особенность. Они не меняют свои культурные устои, подражая кому-то. Так почему же это должны делать мы? Отмена отчеств ничем не лучше, например, отмены национальных имён или перехода на иностранный язык.

Первый, синий аргумент «Против»

Кихот: Жизнь ускоряется и нет смысла усложнять обращение людей друг к другу

Что свидетельствует о ускорении нашей жизни?

Давайте глянем учебник: Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. Читаем там: «...поток информации удваивается каждые 20 месяцев. ... История человечества, начиная с кроманьонцев — людей современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1200 поколений жили в пещерах, 240 — в эпоху письменности, 22 — во времена книгопечатания. При электрическом освещении живет лишь 5 поколений. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.»

А как появились у нас отчества? Смотрим статью «Отчество» в Википедии: «О́тчество (в специализированной литературе также патро́ним) — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.»

«В дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии.»

[...] Итак, отчества служили в первую очередь целям идентификации человека, как правило, там, где не было фамилии. Кроме того, они раньше служили привилегией для избранных. И были выражением почтения. Но эти функции отчество эффективно выполняло, когда общество не было столь динамично, как сейчас. Сейчас, напротив, отчества замедляют общение, тормозят современный динамичный темп жизни.

Второй, зелёный аргумент «За»

Эволюционер: Отчество помогает нам сохранить свои корни.

Сохранение своего рода и родословной всегда было одним из условий выживания и развития любого народа.

Князей древнерусских было принято величать не только по отцу, а также по деду, прадеду и прапрадеду. Чем древнее род, тем больше им гордились, тем значительнее человека воспринимали окружающие.

[...] У евреев отчество образовывалось при помощи частицы бен или бар, что в переводе соответственно с иврита и арамейского также означает сын. Например, Шломо бен Давид — Шломо (Соломон) сын Давида, Шимон бар Йохай — Шимон сын Йохая. Так же отчества есть в культуре болгар, армян, монголов. 

Я уже не говорю про мусульман, для которых знание своего рода до седьмого колена является обязательным условием для каждого уважающего себя человека. В этом есть большая мудрость, так как в подобной культуре вы может многое узнать по родословной человека, так как в ней помнят не только имена предков, но и знают, как они жили и чем занимались. Это может иметь значение при выборе спутника жизни, чтобы знать, чего можно ожидать от своих потомков.

Если вы знаете отчество своих бабушек и дедушек, то вы, как минимум, будете знать, как звали их отцов.

Второй, зелёный аргумент «Против»

Кихот: Выражение почтения выражают лайки в соцсетях, а не старорежимные отчества.

Обычно по отчеству обращались младшие к старшим. Поскольку ценили опыт старших и их превосходство в решении жизненных вопросов. Это и было понятно, так как образ жизни не менялся условно веками. Дети топтали ту же колею, что и их родители, деды-прадеды.

[...] Смотрим дальше статью Дьяченко С.В. «Откуда взялось отчество?»:

«С помощью отчества подчёркивалась связь детей с отцом, принадлежность человека к определённому роду.»

Почтение не рождается на ровном месте. Разрушился тот прежний древний уклад. Далее смотрим статью Дьяченко С.В.:

«Однако нужно признать, что в последние годы под влиянием западной традиции, в которой обращение по отчеству не принято, [у нас] отчества тоже зачастую опускаются. Это наблюдается, как правило, в некоторых достаточно молодых организациях и учреждениях, фирмах и сообществах среди молодых людей. Тенденция неиспользования отчеств выражается также в том, что при деловой переписке некоторые современные люди либо подписываются совсем без отчества, либо указывают только его начальную букву, например, Пётр М. Коробков. Не исключено, что такое положение дел может привести к исчезновению в будущем отчеств как таковых.»

То есть, показана тенденция изменения социального уклада. Абсолютно эволюционным путём отчество постепенно выходит из обращения. Уважают сейчас не старших, поскольку не у них ключи от жизни. Уважают равных, у кого больше лайков в соцсетях.

Третий, красный аргумент «За»

Эволюционер: Без отчества мы лишаемся индивидуальности.

В дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии. 

[...] Отмена отчества лишает нас некого культурного и вербального колорита. Лишает неких оттенков в общении, присущим высокоразвитым и образованным людям. 

Воспитание в нашем обществе по-прежнему предполагает уважительное отношение к старшим. Нам трудно называть пожилого или уважаемого человека просто по имени. 

[...] ...упрощение языка, форм общения между людьми — это признак деградации, а не современные веяния. Апогей такой тенденции со временем может выглядеть следующим образом: отмена отчества — отмена фамилии — замена имён на индивидуальные номера.

Третий, красный аргумент «Против»

Кихот: Пришло время выбирать другую матрицу взаимоотношений.

Начну со стороны общего и потом приблизимся к частному.

Третий закон диалектики — отрицание отрицания.

В статье «Материалистическая диалектика» на Википедии читаем:

«Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.»

Пришло время отрицать отчества и упрощать взаимоотношения в среде наших людей.

В своём новом качестве нашего именования смысловая нагрузка, вероятно, будет ложиться на наше одно-единственное имя. Наверное, имя будет обрастать различными оттенками, смыслами, подсмыслами. Уже будет не просто Иван, а Иванн, Ивнан, Ивван, Ивангай. 

Уже не род, не общность. А только имя, твоё единственное имя. 

Ты, святой индивидуалист, маленький всебольшой атом первочистейшего эгоизма.

Итог аргументов сторон

Эволюционер: Итог моих аргументов в пользу необходимости сохранения отчества. 

  1. Особенности общения, имена, фамилии и отчества, являются частью культуры.
  2. Отчество помогает нам сохранить свои корни.
  3. Без отчества мы лишаемся индивидуальности.

Кихот: Итог моих аргументов в пользу того, что нашему человеку не нужно отчество:

  1. Жизнь ускоряется и нет смысла усложнять обращение людей друг к другу.
  2. Выражение почтения выражают лайки в соцсетях, а не старорежимные отчества.
  3. Пришло время выбирать другую матрицу взаимоотношений.

Голосование 

Просьба голосовать после ознакомления с аргументами, для вынесения своего рассудительного решения.

Нужно ли нашему человеку отчество? Нужно ли нашему человеку отчество?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Партнерський проект
Дискуссионный клуб Полтава

Редактор проекту:
Александр Золотухин

64

Полтавщина:

Запропонувати тему