Розмір тексту

«Persona grata»: Світлана Гогохія

Світлана Гогохія
Світлана Гогохія

Ефір — 31 грудня 2011 року. Ведуча — Інна Якобенко. Гостя — президент творчого об’єднання, камерного хору «Гілея», «Жінка року-2009» Світлана Гогохія

ВЕД: 11:20 на студійному годиннику, субота, я, ведуча Інна Якобенко, вітаю всіх, хто разом зараз із нами в проекті «Персона грата». Проекті радіостанції «Ваша хвиля», в який ми запрошуємо людей медійних, відомих, або тих, хто нас ситуативно зацікавив і ми хочемо докладніше про це поговорити. Сьогодні моя гостя — людина, яка перманентно створює інформаційні приводи, людина, яка має симпатичний титул — «Жінка року-2009» Світлана Славіявна Гогохія. Доброго ранку Вам!

ГОГОХІЯ: Доброго ранку!

ВЕД.: Світлано Славіявно, скажіть, будь ласка, з таким по-батькові Ви з самого дитинства зрозуміли, що, мабуть, важко буде загубитися в натовпі?

ГОГОХІЯ: Потеряться, конечно, трудно. А учитывая то, что Славиян — сложное отчество, предпочтительно ко мне просто обращаются — Светлана. Это делает меня моложе и позволяет быстрее и легче входить в контакт.

ВЕД.: Власне, для музикантів, як і для журналістів, це — нормально, коли так звертаються. Тому, я думаю, Ви відчуваєте себе комфортно. Ви народилися не на Полтавщині, хоча у досить юному віці приїхали сюди. Але все-таки, що написано у Вашій метриці, у Вашому паспорті?

ГОГОХІЯ: В паспорте у меня написано — город Северодонецк.

ВЕД.: А в якому віці Ви приїхали на Полтавщину і що було причиною цього?

ГОГОХІЯ: На полтавской земле я появилась в 5 лет. Дело в том, что маму — как молодого специалиста — перевели сюда по роду ее службы: отстраивать и поднимать промышленность на полтавской земле. Ей сразу дали квартиру, а меня сразу отдали в музыкальную школу.

ВЕД.: Мама була спеціалістом в області хімічної промисловості, кандидатом наук?...

ГОГОХІЯ: Она была экономистом, а тогда начинали строить НИИ «Эмальхиммаш» и, собственно, ее знания пригодились здесь.

ВЕД. Ви — одна дитина в сім’ї?

ГОГОХІЯ: Да, одна.

ВЕД.: Хто впливав у сім’ї на формування Вашого характеру, на Ваш світогляд, на Ваші смаки, які, зрештою, привели Вас до того, що треба вступати до музичного училища і все життя пов’язати із музикою, творчістю?

ГОГОХІЯ: Это, конечно, прежде всего — мама. Ее давно уже нет: она ушла из жизни, но я с благодарностью вспоминаю ее очень часто. Дело в том, что однажды она отвела меня в музыкальную школу, я попала в руки хорошего педагога, Елены Константиновны Наталевич. Потом в жизни она могла сделать доля меня многое: она могла меня устроить в хорошую школу, допустим, позаботиться, чтобы я была в хорошем месте, устроить мне карьеру, но она сказала мне однажды: «Я ничего не буду для тебя делать. Делай все сама». Вот сейчас я понимаю, что она поступила очень правильно. Я так стараюсь со своими детьми поступать. Собственно, всего, чего я добилась, я знаю, что добилась этого самостоятельно.

ВЕД.: Колись Жаклін Кеннеді казала: «Якщо тебе цікавить результат, роби все сама». У вашій сім’ї зараз дві доньки...

ГОГОХІЯ: Да, у меня две дочери — Тамара и Софико. И муж Отар.

ВЕД.: Які усталені цінності, що не міняються з роками, закладені Вам у Вашому дитинстві, у Вашій сім’ї, Ви перенесли в свою сім’ю, де тепер Ви — в ролі мами?

ГОГОХІЯ: Меня всегда учили стараться все делать хорошо. Если не можешь сделать хорошо, лучше не берись. Взялся — делай хорошо. И потом меня учили отдаваться намеченному делу сполна. Этому я учу и своих детей. И когда у меня бывают сложности и трудности, я еще умею себе задать вопрос: неужели ты, Света, не сможешь это сделать? И вынуждена отвечать: смогу! И вынуждена делать!

ВЕД.: Якщо завжди робити все якнайкраще, то мимоволі людина виростає, в хорошому сенсі, з таким «комплексом відмінника». Але дуже часто буває, що дівчаткам — таким дуже-дуже правильним — не так просто в житті знайти чоловіка, хлопця, який би погодився біля себе таку особистість сильну терпіти...

ГОГОХІЯ: Я думаю, что мой супруг — Отар Николаевич — эта яркая индивидуальность и, учитывая грузинский колорит (он у нас — чистокровный грузин), конечно, в нашей жизни был большой период, когда мы искали взаємопорозуміння. Наверное, было что-то более важное, наверное, это была любовь, что дает нам... У нас за плечами уже 30 лет супружеской жизни. Мое увлечение, мое основное занятие сейчас — это камерный хор «Гілея». Это хобби вызывало большую неприязнь у моего мужа много-много лет. Лет десять, скажем так. Не потому, что он — противник академического хорового искусства, а потому, что он видел, каких усилий и сколько времени у меня это отнимает. Но был такой милый эпизод. Когда праздновали 10 лет камерного хора «Гілея», на фуршете вдруг Отарчик сказал: " Я 10 лет это тэрпэл. Семьи нэт, жены — нэт, дети — сироты, кушать нечего. И сейчас я хочу сказать: когда она бросит этот хор, я ее выгоню из дому«. Присутствующие были приятно удивлены. Пауза была такая.... И я не ожидала, я тоже была удивлена больше всех.

Хор Гілея із наставницею Світланою ГогохіяХор Гілея із наставницею Світланою Гогохія

ВЕД.: А чоловік не займається творчістю?

ГОГОХІЯ: Нет. С техникой связан...

ВЕД.: Я розумію, що Ваша робота надто великих статків в сім’ю не приносить. Як правило, гуманітарна сфера — особливо пов’язана з мистецтвом — це не надто прибуткова сфера. Тому у сім’ї хтось повинен щось «приносити у дзьобі», щоб інший міг самовдосконалюватися у хорі «Гілея»...

ГОГОХІЯ: С одной стороны, не так много надо человеку, как это кажется. И, собственно, мне не сложно отказывать себе в каких-то праздностях и мелочах, когда есть большая задача. А с другой стороны, мне вот забота о камерном хоре «Гілея» и реализация наших всех проектов доставляет большое удовольствие — тратить огромные суммы денег несуществующих, которые надо где-то находить, как-то надо искать спонсоров, поддержку отовсюду. Но ты знаешь, что будет в результате. Поэтому и силы появляются, и поддержка появляется и, собственно, мы продолжаем свою творческую деятельность.

ВЕД.: Ви кажете, людині, за великим рахунком, небагато треба. І від багатьох речей можна відмовитись, якщо сформулювати для себе чіткі пріоритети, зрозуміти, що в тебе — першочергове. Але, щоб дійти такого висновку, треба по життю вже бути... прожити трохи, щось зрозуміти і бути доволі мудрою людиною.

Кажуть, що кожній людині, за великим рахунком, потрібен один справжній, з великої літери вчитель. Решту можна стерпіти. Ви сказали, що для Вас таким вчителем була педагог Наталевич.

ГОГОХІЯ: Это была Елена Константиновна Наталевич. Педагог-пианист, к которой я попала, ну прям вот из детства. Я в студии училась музыкальной и 1-ый курс в музыкальном училище — у нее. Она подготовила огромную плеяду выдающихся пианистов. Это — и педагоги, и играющие пианисты: известные и в Украине, и за рубежом. И она для меня была не только учителем, но и близким человеком. Это и режим дня — ей не лень было расписывать все это: «В 7 встала, в 7:20 умылась, потом собачку выгуляла, 20 минут на математику, час на сонатину, десять минут — на русский язык, два часа — на сонатину и так далее». И она учила, развивала и эмоционально — не только технически. Именно учила пианистическим приемам. И, собственно, это дало мне большой задел на всю мою будущую жизнь. С глубокой признательностью я ее вспоминаю. И желаю всем и каждому в своей жизни встретить такого педагога.

ВЕД.: Абсолютно, стовідсотково всі турботи про хор «Гілея» на Ваші жіночі тендітні плечі лягли після того, як пішов з життя Павло Лиманський. Але біля витоків ви стояли разом. Як взагалі виникла ідея створення цього колективу?

ГОГОХІЯ: Павел Тихонович Лиманский был человеком целеустремленным, очень качественным и — самое главное — он жил этим своим главным делом, хоровым искусством. Он однажды собрал единомышленников, влюбленных в это вот академическое хоровое искусство, и создал камерный хор «Гілея». В его жизни было много коллективов, больших достижений и на кафедре в педуниверситете (тогда еще — пединституте), но последним детищем в его жизни как раз остался камерный хор «Гілея». К сожалению, он немного руководил, в 1998-ом году осенью был создан коллектив, в 2001-ом он ушел из жизни. Ну а дальше люди, которые начинали с ним это дело, сейчас у нас костяк — это люди, которые с 1998-го года в коллективе. Это — человек 10 сохранилось и плюс, если хорошее дело, то оно привлекает к себе хороших людей. И на сегодня это — коллектив европейского уровня. И мы этим гордимся.

ВЕД.: Як звучить повна назва Вашої посади? Президент...?

ГОГОХІЯ: ...творчого об’єднання «Гілея». Камерного хору «Гілея».

ВЕД.: Як на мене, «Гілея» — це вже не просто колектив. Це — ціле явище. Тому що за назвою «Гілея» стоїть ціла низка різних заходів, різних проектів. Розкажіть, будь ласка, про найяскравіші.

ГОГОХІЯ: Без сомнения, не только деятельность творческая камерного хора, это и реализация культурно-просветительских программ. Спасибо управлению по делам семьи та молодежи. На сегодня это — відділ у справах сім’ї і молоді, управление культуры. По возможности они поддерживали наши проекты. И наши проекты имеют одобрительные отзывы — и от слушателей, и от администрации. Один из них, прежде всего, это цикл благотворительных концертов при участии известных коллективов Украины. То есть, имея авторитет в творческих сферах Украины, имея много друзей-хоровиков, ведущих дирижеров Украины, мы имели возможность приглашать сюда и организовывать бесплатные концерты для полтавских слушателей. То есть, люди приезжали, мы искали способ показать Полтаву, покормить, поселить. Но они давали бесплатные концерты для слушателей. Это — и Днепропетровск, и Тернополь, и Донецк, и киевских много коллективов: детские, церковные и светские коллективы. В общем, очень широкая география. Кировоград, это один из проектов. Потом у нас был проект — «Скарби духовної спадщини — сільській молоді Полтавщини», когда наш коллектив ездил по области. Это были интернаты, это была общая аудитория слушателей, просто жителей сельских, сельской местности. И мы выступали с программами академической музыки. Это — и духовная музыка, и европейская, классика, произведения современных композиторов, джазовые произведения. Обычно, когда мы ехали в определенное место, мы, учитывая уровень развития аудитории, мы делали адаптированные программы. Если это были дети интерната, младшие классы, то, конечно, программа делалась в форме беседы. Если это были слушатели более высокого уровня — вот Гадячское училище культуры, допустим, подготовленная публика, то там были и сложнее произведения для слушателя. Но я хочу сказать, что на любом уровне концерты проходили на полной тишине аудитории. Мы поначалу боялись: шорох... все-таки сложное для восприятия, для неподготовленного человека. Но — то ли бабушки 80-ти лет, то ли учащиеся ПТУ были в зале, — просто в сплошной тишине проходил час концертной программы. Наверное, это просто великая сила искусства.

Світлана Гогохія

ВЕД.: А може люди просто навіть на рівні підсвідомості спрагли за справжнім мистецтвом? Я — проти цензури. Проти. За великим рахунком. Але відкриті шлюзи винесли нагору стільки непотребу, що в оцьому морі всякого-різного хороше просто губиться, — настільки довкола плаває всього непотрібного.

ГОГОХІЯ: В начале нашей творческой деятельности, когда я искала спонсорскую поддержку (собственно, это продолжается ежедневно и ежечасно) и приглашала богатых людей к нам, в концерты, я сделала такую оговорочку: «Вы не думайте, что вот вы сидите 10 минут в зале, а у вас там совещание, а у вас там звонки. Не пожалейте времени — придите». Люди выходили из зала и говорили: «Что это? Это — другое измерение». И у них была искренность на лице, и у них были другие лица. Потому что, я вот так считаю, музыка, в которой мы работаем, это, правда, другое измерение. Это тот мир, где все — одинаковы. Там просто — две руки, две ноги, голова и душа. И все. Ты стоишь под небесами. И очень большое удовольствие от этого получают сами хористы. Они лучше всех знают, что такое отдача зала и это, наверное, есть большим стимулом.

ВЕД.: Що вдома, чи в дорозі, чи в машині, чи будь-де слухає людина, яка по життю займається високим мистецтвом? Чи є потреба в тому, щоб «вуха відпочити» на чомусь «более низменном», назвемо це так? Чи взагалі є бажання просто відпочити від звуків? Я, наприклад, як радіожурналіст, знаю (і від багатьох своїх колег — в тому числі): коли приходиш додому, хочеться на якийсь час вимкнути взагалі всі джерела звуку.

ГОГОХІЯ: Я согласна полностью. Дело в том, что, когда я прихожу (это особенно касается конца учебного года или сезона), я прихожу домой, я выключаю чайник, телевизор. Это — сплошная тишина. И когда мне мои дети говорили: «Мама, почему ты со всеми занимаешься, а с нами — нет?». Ну, я не сделала ничего, чтоб заниматься с детьми. Честное слово.

ВЕД.: А діти не пішли Вашою творчою доріжкою? Не стали музикантами? Чим займаються Ваші доньки?

ГОГОХІЯ: Ну одна у нас закончила физико-математический факультет, а другая — психологию с английским.

ВЕД.: Одна — більш татова донька?

ГОГОХІЯ: Да.

ВЕД.: А інша — десь посередині...

ГОГОХІЯ: Английский, переводы, ну и известное всем модельное агентство «Марго». Вот там — международное представительство. Это — Софико.

ВЕД.: Коли випадає час відпустки (оскільки Ви педагог, мабуть, влітку) як Ви її волієте проводити? Я знаю, що у Вас є чудові кілька соток десь під Опішнею, які Ви страшенно любите.

ГОГОХІЯ: Да, это правда. Эти «чудові, кілька соток» — это просто мечта, потому что все-таки не удается лето проводить там, пока еще. Ну, все-таки, наверное, время сделает свое дело и когда-нибудь это будет не последним приютом, а просто огромным удовольствием, где можно будет отдыхать и искать силы для следующих бросков. Вообще-то, конечно, я считаю, что самое большое удовольствие (это уже из жизненного опыта) — это путешествия. Но дело в том, что, благодаря существованию хора в моей жизни, путешествия у нас — коллективные. Один раз мои дети подарили мне путевку в Турцию. Они сказали: «Мама, поедешь сама, без ансамбля. Будешь отдыхать, как человек». И я, правда, удивилась, я думаю: «Никуда не надо бежать, ничего не нужно делать, ничего не нужно организовывать». И сразу испугалась, думаю: «Еще одна такая поездка и я перестану напрягаться по поводу хора. И буду ездить сама». Но вы не представляете, какое это удовольствие — посещать конкурсы и фестивали. Обычно мы, чтобы людей благодарить как-то за то, что они делают, ищем конкурсы и фестивали, которые, ну там или... это — Ялта, Одесса. Мы ездили и за границу много раз. 2007-ой год — Италия, морское побережье, возле Венеции город Ежело, вторая береговая зона, это лучшее итальянское место отдыха. У меня друзья, когда узнали, куда мы едем, сказали: «Зачем вам конкурс? Сели на море и — всё!».

ВЕД.: Сидіть і дивіться на лінію горизонту!

ГОГОХІЯ: Да... да. Это вам будет за все, что вы делаете по жизни. Ну, мы увидели и Венецию, мы пели в соборе святого Джованни. Это было очень приятно. И самое приятное, когда ты выступаешь в конкурсе на фестивале (а всегда это были конкурсы высокого профессионального уровня), к тебе подходят представители из других стран и лично в руки дают приглашение на их мероприятие. То есть — ты не посылаешь заявку, как это делается, а тебя слышат, к тебе подходят. Там, в Венеции, мы получили приглашение из ЮАР. Я не могла их сразу понять. Представитель этой страны подошел и что-то стал говорить... Потом я с трудом поняла, что они ждут нас у себя на хоровом фестивале.

ВЕД.: Що треба для цього, знайти спонсора, щоб долетіти? Бо найдорожчим буде переліт. Там вас би вже зустрічали...

ГОГОХІЯ: Конечно, конечно. Дело в том, что на данный момент у нас есть очень привлекательное приглашение в Китай. Мы третий раз получаем, но, конечно, это — просто невероятно.

ВЕД.: А ви були вже там?

ГОГОХІЯ: Нет. Мы в Китае не были.

ВЕД.: Творча палітра поїздок колективу доволі розлога. І, я так розумію, Ви привозите і перемоги із цих фестивалів?

ГОГОХІЯ: У нас не было ни одной конкурсной поездки, из которой мы бы приехали не с призовым местом. И это не так, как делается на коммерческих конкурсах. Знаете, вот приехало 30 коллективов: 10 первых, 10 — вторах, 10 — третьих. Нет, ни в коем случае. Потому что и представительное жюри, и очень там высокие требования, и это — не без основания. Всегда лауреатские. На данный момент коллектив — лауреат 7-ми международных конкурсов: это — первые, вторые места, третьи. Сколько раз поехали, столько раз привезли призовое место. Это — наша гордость, это, я хочу сказать, дорога любого аматорского коллектива к статусу профессионального. То есть, имея такие достижения, дипломы с подписями таких ведущих хоровых дирижёров — это, собственно, есть больше, чем звание.

ВЕД.: Світлано Славіявно, 2009-го року Ви стали жінкою року. Обласний такий конкурс, така поважна номінація. Якось це відобразилось на Вашому подальшому житті? Ви не прийшли додому і не сказали: «Теперь ты понимаешь, с кем живешь?»

ГОГОХІЯ: Дома сказали: «Ах!». Дети сказали: «Это — правда?». А муж ничего не сказал.

ВЕД.: А муж — заплакал...

ГОГОХІЯ: Ну он — молчалив и сдержан в проявлении своих чувств. У нас когда-то было общение. Приезжал тернопольский хоровой коллектив. И с руководителем коллектива был фуршет, мы общались, был Отар, дети тоже. Потом они уехали, руководитель позвонил мне и сказал: «Света, я смотрел на тебя и твоего мужа. Я поражен. В грузинской семье жена лидер, а муж — философ». Я тоже была поражена. Я никогда не думала, что мой муж — философ. Что он производит такое впечатление.

ВЕД.: Ви кажете, що Ваш чоловік — чистокровний грузин. А у Вас теж зовнішність жінки з Кавказу...

ГОГОХІЯ: Да, дело в том, что у моего папы бабушка — грузинка. Папа давно уже умер. Мама разошлась с ним, они расстались. Давно. Я еще маленькой была.

ВЕД.: Традиції виховання у сім’ї були кавказькі? Бо чоловіків з Кавказу, мабуть, з дитинства виховують беззаперечними сімейними лідерами. Як ви врівноважували ваші стосунки так, щоб чоловік став філософом? Чи кожен відвойовував собі шматок території і на ній застовблював свої маяки?

ГОГОХІЯ: Ну как то здесь у меня была большая уверенность, что все случилось однажды и так оно будет всегда. И поэтому я (ну пусть меня простит мой супруг) делала то, что считала нужным. И он недаром говорил, что «семьи нэт, дети — сироты». Но я с уважением всегда к нему относилась.

ВЕД.: А «про покушать» Вас хотіла б запитати. У вас дві дорослі доньки. Тепер це уже не так актуально для Вас, можна час від часу і на них розраховувати. Але коли Ви виходили заміж, вміли готувати? Зокрема, кавказькі страви.

ГОГОХІЯ: Это была такая милая история. Не умела я ничего...И у нас свадьба была здесь, а потом в Грузии была. И когда мы поехали туда, первое мое общение со свекровою... Она говорит: «Ну что, борщ будем варить украинский или грузинский?» А дело в том, что кушать я готовила... у меня бабушка, дедушка были всегда, а я училась на пятерки в музыкальной школе, в общеобразовательной. И они это приветствовали, и быт меня не касался. В 5-ом классе мы с подругой по кулинарной книге один раз в жизни приготовили вермишель, суп и компот. И — все! И вот, когда мы появились на грузинской земле как чета, на вопрос моей свекрови я сказала: «Конечно, грузинский!» Потом мы съели этот грузинский борщ, и когда я приехала в следующий раз туда, мы уже готовили украинский борщ. Это — не сравнить! Потом сколько раз мы появлялись там, старший брат моего мужа говорил: «Ой, Света-борщ, здравствуй!».

ВЕД.: А які у Вас нині коронні страви?

ГОГОХІЯ: Сациви, чахохбили, борщ.

ВЕД.: За 10-бальною шкалою рівень Вашого життєвого успіху у скільки балів оцінили б? Я розумію, що попереду ще — купа планів (особливо, якщо людина творчістю замається і в неї за плечима такий колектив). Але на даний момент?

ГОГОХІЯ: Я — счастливый человек. Сказать, что 10-бальная, я состоялась, это просто... ну никто не может так сказать. Я надеюсь, что я еще что-то смогу сделать. Но на данный момент я — просто счастливый человек. Огорчает меня очень, что не могу я с коллективом нашим нарисовать блестящие перспективы. То есть — добиться финансирования и создания в Полтаве профессионального академического хора. Это — то, к чему мы стремимся и это есть главное. К сожалению, в Украине три области не имеют профессионального академического хора. Среди них — наша Полтава. Ну на то есть и объективные причины. Может быть, в концеконцов, нас услышат «наверху» и чудо произойдет хотя бы в следующем году. Вот когда это случится, я смогу уехать на свои 40 соток под Опошней и чувствовать себя счастливым человеком, который сделал в жизни то, что должен был сделать.

ВЕД.: Ну велика мета вимагає великих зусиль...Я бачу, що ефірний час добігає кінця, у нас залишається кілька хвилин. Зазвичай, наприкінці передачі я наших гостей прошу розповісти улюблений пристойний анекдот або притчу.

ГОГОХІЯ: Мне нужен звонок другу! Для меня это совершенно неожиданный поворот...

ВЕД.: Можливо, якась історія з життя курйозна. Чи з поїздок ваших...

ГОГОХІЯ: Ну, не знаю, сочтете ли Вы ее курьезной, все как-то серьезно у нас... Приехали мы в Италию, поселились в отеле. Это был 2007 год. Коллектив наш заслуживает глубокого уважения. Мне никогда не приходится какие-то конфликтные ситуации решать, призывать у порядку, дисциплине. Люди за много лет знают, что все будет хорошо. И тут вот утром ко мне приходят и говорят: «Там полиция привезла вашего хориста». Ну, Вы понимаете — за границей... Я отвечаю: «50 человек. Все документы у меня. В чем дело? Кто же это?». Я спускаюсь вниз и я смотрю: стоит взрослый человек, очень уважаемый, известный в Полтаве. Я говорю: «Как? Что же Вы сделали?». Он говорит: «Я просто пошел искать интернет-кафе и внимательно читал эти вывески. Я не мог понять, где и что». И этим он привлек внимание полицейских. Они подошли, задали ему вопрос на английском и на итальянском. Он не смог ответить. Они попросили его документы, которых у него не оказалось. И потом эти полицейские посадили его в машину и возили по всему городу, а он даже не успел запомнить название гостиницы, в которой мы поселились. Они возили его по всему городу и показывали: здесь ли? Здесь ли? Здесь?

ВЕД.: Мораль: якщо немає снаги вчити мови, то хоча б запам’ятовуйте назву готелю! Я Вам дякую за те, що шматок свого суботнього часу подарували нам, прийшли до нас і поспілкувалися зі мною, а відтак — зі слухачами радіостанції «Ваша хвиля», а надалі — і користувачами інтернет-ресурсу «Полтавщина». Я нагадую, що сьогодні у нас в студії була творча людина, берегиня чудового колективу «Гілея» Світлана Славіянівна Гогохія, «Жінка року-2009». Сподіваюся, що це не остання Ваша регалія, тому що з Вашим потенціалом, з Вашим ентузіазмом — все під силу. Я, ведуча Інна Якобенко, прощаюся з вами, але не прощається радіостанція «Ваша хвиля». Залишайтеся з нами на найкращій в області рідній радіохвилі! На все добре!

Партнерський проект
Persona grata

Про проект

Редактор проекту:
Радіо «Ваша хвиля»

157

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему