Дискуссионный Клуб: Греко-римская борьба. Полтава. Валентин Журавель.
В Дискуссионном Клубе Полтава состоялась беседа на тему сущности греко-римской борьбы, её влияния на мировоззрение человека, подростка.
Беседовали Валентин Иванович Журавель, старший тренер Полтавской области по греко-римской борьбе (ДЮСШ им. А.Бутовского) и Александр Золотухин, организатор Дискуссионного Клуба Полтава
Видео беседы:
Тезисы беседы
А. Золотухин:
Чем один вид спортивной борьбы отличается от другого в плане мировоззрения, философии?
В. Журавель:
Цели и задачи спортивной борьбы — формирование личности человека, мужских качеств, уверенности в себе. Качеств, которые нужны в жизни мужчины.
А виды борьбы отличаются правилами, приёмами. Подготовкой.
А. Золотухин:
Какой смысл разделять борьбу на разные виды? Пусть будет один вид борьбы.
В. Журавель:
Сейчас проводят бои без правил, в которые входят все виды единоборств, в том числе и борьба — греко-римская и прочие.
Но в олимпийские виды спорта входит греко-римская, вольная борьба и дзюдо.
Каждому нравится какой-то вид спорта, который ему больше подходит.
А. Золотухин:
Возьмём, к примеру, бокс. Там один человек бъёт другого в лицо. И это воспитывает человека таким образом, что нужно бить.
Это одна философия, ударная.
А борьба — это уже другая философия. Тем более греко-римская.
В. Журавель:
Если нужно постоять за себя, то это нужно делать.
Но мы учим на тренировках не проявлять силу просто так.
Спортсмен несёт ответственность.
И он не должен калечить людей.
Мы учим ребят сглаживать ситуацию, а не развивать конфликт.
А. Золотухин:
Это называется — «А наш бронепоезд стоит на запасном пути».
В. Журавель:
Мужчина — это защитник своей Родины, страны, земли.
А. Золотухин:
Выходит, не так важно, какая у разных видов борьбы философия. Любая из них прививает тот дух, о котором вы сказали. Что готовишь свой бронепоезд, но конфликты избегашь.
В. Журавель:
Да. Мы учим не только силу проявлять, но и думать, уважать соперника, уметь как выигрывать, так и проигрывать. Эти качества нужны в жизни каждому человеку, чтобы он не разочаровался в жизни. Не может быть всё время гладко.
Эти качества воспитывают мужчину, который будет идти по жизни и встречаться с различными трудностями.
А. Золотухин:
Это как мировоззрение через тело.
Ведь разные морали можно читать словами, как в школе — что и как нужно делать.
А тут мораль вся через пот, через кровь, через мышци.
Мораль постигается на уровне мышечной памяти.
В. Журавель:
Тут совсем не такое воспитание, как в школе или дома.
Тут ты выходишь на поединок, выходишь на ковёр и доказываешь с соперником, по правилам, кто сильнее.
И проявляешь не только силу, но и знания. Мыслишь. Мгновенно.
За тебя никто эти проблемы не решит.
Это то, что нужно мужчине.
Воспитание личности. Человека, который достойно будет идти по жизни.
А. Золотухин:
Борьба — это физическое влияние на другого человека.
И это влияние можно применить как в благовидных, так и в неблаговидных целях.
Есть какая-то моральная линейка, которой можно измерить, что благовидно, а что нет?
Есть в борьбе какой-то кодекс чести — что делать можно, а что нет?
В. Журавель:
Обязательно.
Пришедший в секцию уже сильнее других и ведёт себя по другому.
Вилка, которой человек кушает, ею можно принести и урон человеку другому.
Нужно уметь пользоваться силой, уметь сдерживать свои эмоции.
С тебя будут требовать больше, чем с другого.
Спортсмен должен проявлять свою силу на ковре, с равными соперниками. Выигрывает, кто больше тренируется, кто работает над техникой, над своими физическими кондициями, устраняет свои недостатки.
А. Золотухин:
Но всегда найдутся те, кто будет использовать свои навыки с неблаговидной целью. Есть фильтр, который отсекает такое поведение, таких людей?
В. Журавель:
У тех, кто долго занимается борьбой, эти все плохие качества уходят.
Плохой человек тут долго не задерживается. Потому что сама атмосфера, которую мы создаём, — уважать друг друга, трудиться, слушать старших, уважать старших, уважать младших, — она впитывается, и человек становится лучше.
Наша задача — сделать человека лучше. Кто не будет совершенствоваться, тот просто не уживётся в коллективе. Он уйдёт.
А. Золотухин:
Бытие определяет сознание.
В. Журавель:
Бывает — пришёл, попробовал, и ушёл.
Потому что тут нужно трудиться. Нужно слушаться.
Тут нету такого — хочу делаю, хочу не делаю.
Надо делать.
Тренировка. Пришёл — работай. Трудись. До пота.
А. Золотухин:
Как правило, борьбой занимаются дети, школьники.
Занимаются несколько лет. Потом школу заканчивают, выходят во взрослую жизнь и заканчивают заниматься борьбой.
Наблюдали ли вы за теми, кто в детстве занимался борьбой, какие-то специфические черты характера, отличающие их от других людей?
В. Журавель:
Борцы — это другие люди.
Занятия борьбой оставляют отпечаток на всю жизнь.
Ребята быстрее и больше дружат между собой.
Больше общаются.
У них другое мировоззрение.
Они приучены к труду.
Они приучены к коллективизму, к уважению к старшим.
В разговоре с такими людьми сразу чувствуешь, кто тренировался, а кто нет.
А им эти качества в жизни нужны.
А кто тренируется и дальше, то они продлевают себе жизнь.
Спорт — это секрет долгожительства.
У нас ребята не пьют, не курят.
Государству нужно спортивные залы строить, чтобы воспитывать детей. А не тратить огромные средства на лечение от неправильной жизни.
Детей нужно приводить в секцию, детей нужно контролировать, знать, чем они занимаются. Чтоб не сидел у компьютера сутками. Не ел сутками блинчики с вареньем, набрал вес и стыдился из дома выйти.
Пусть отец берёт за руку и приводит. Ну ничего страшного, если и мама приведёт.
А. Золотухин:
Много ли детей, которые после окончания школы, выхода во взрослую жизнь, продолжают заниматься борьбой?
В. Журавель:
Все стараются заработать деньги.
Чтобы создать и содержать семью.
А. Золотухин:
По вашим наблюдениям, те, кто в детстве занимался борьбой, они несут по жизни тот заряд силы, философии, полученный от занятий борьбой?
Или он исчезает?
В. Журавель:
Несут, конечно. Но исчезает, когда начинают пить, курить и идут вразнос.
Разные жизненные обстоятельства этому способствуют.
Но спортсмен должен уметь преодолевать такие трудности.
Вместо того, чтобы чарку пить — пусть идёт в зал тренируется. И всё проходит. Через пот, через занятия, через труд.
Если человека занят, он не будет пить, курить.
А. Золотухин:
Вы говорите, что просто нет времени этим заниматься, у всех свои жизненные проблемы.
В. Журавель:
Многие просто дома занимаются. Гантельки. Перекладина. Упор лёжа — отжимаются. Иногда в зал приходят.
У нас и ветераны тренируются. И дальше борятся. И на чемпионатах Украины, и Европы, и Мира.
А. Золотухин:
А важно занимать первые места? Достигать каких-либо спортивных вершин?
Или можно просто заниматься?
В. Журавель:
В секции мы отбираем талантливых ребят, чтобы с ними больше заниматься.
Но приходят разные ребята, и слабенькие тоже.
Мы всех берём.
Сильных нацеливаем на то, чтобы принимали участие в соревнованиях, занимали места.
Это важно.
Рекорды важны.
На них равняются другие.
А. Золотухин:
Без рекордов будет просто группа здоровья.
В. Журавель:
Да.
Мы стараемся, чтобы ребята получали нагрузку.
А. Золотухин:
Сколько нужно заниматься ребёнку 13-15 лет?
В. Журавель:
Каждый день, по 2,5 часа.
А. Золотухин:
Но это же перегрузка организма.
В. Журавель:
Нет. Если ребята занимаются 5 — 6 лет, они втягиваются.
Они постепенно входят в нагрузки, в режим.
Если ребёнок вовремя ложится спать, правильно питается.
Условия жизни нормальные.
Организм получает всё, что нужно. Восстанавливается.
А. Золотухин:
Из всего Вами сказанного у меня рисуется такая картина.
Формируется орден, сообщество ребят, которые потом идут по жизни и несут в себе вот эту философию благородства.
С точки зрения формирования такого ордена, то рекорды не так уже и важны. Важна сеть этих подготовленных ребят, живущих по принципам, заложенным в борцовском зале.
В. Журавель:
Ребята для жизни получают здесь самое главное — уверенность, трудолюбие, смелость. Те качества, которые нужны в жизни настоящему мужчине.
Кто-то стал мастером спорта, кто-то врачом, военнослужащим. И дальше приносят пользу государству.
Те, кто потом приходят в зал, чувствуют своё. Родное.
В памяти у них остаётся дружба, поездки на соревнования, общение, победы, поражения. Они впитывают, помнят то, что тренер говорил.
А. Золотухин:
А есть какая-то летопись этих всех человеческих связей, орденская летопись? Летопись ордена?
В. Журавель:
Летопись — это наша Книга [«Історія розвитку спортивної боротьби на Полтавщині», автори — І.К. Лядський, В.І.Журавель, В. В. Зінченко, В. В. Соколовський].
О истории борьбы на Полтавщине. За период порядка 50 лет.
О истории греко-римской борьбы.
Есть, что вспомнить, есть, чем гордиться, на кого равняться.
А. Золотухин:
История — это какое-то развитие, или это просто взаимоотношения между людьми?
Как историю борьбы можно себе представить?
В. Журавель:
Это развитие.
И без общения нет развития.
Развитие борьбы — это в первую очередь общение — друг с другом, тренером, учениками.
Дружба.
Это общение людей, которые мыслят одинаково.
А. Золотухин:
Но в такой истории ж нет каких-то физических достижений, что было, допустим, 10 кг, потом стало 100 кг.
То есть, история в данном случае — это не движение от малого к большему?
В. Журавель:
Почему?
А. Золотухин:
А какое в борьбе может быть движение от малого к большему?
В. Журавель:
А соревнования?
А. Золотухин:
Может, новые приёмы?
В. Журавель:
Приёмы совершенствуются, техника становится другой, правила меняются. Совсем сейчас не то, что было, допустим, в 60-х годах.
Например, раньше борцы могли бороться пол-дня.
А сейчас борьба темповая, сроки сжатые. 2 периода по 3 минуты.
А. Золотухин:
Выходит, как мир меняется, так и борьба вместе с миром.
Сквозь историю борьбы мы можем отследить развитие мира.
В. Журавель:
Да.
Раньше даже такой экипировки не было, как сейчас.
Раньше не у всех борцовки были. А сейчас в магазине всё есть.
А. Золотухин:
А в плане достижений? Мы же не можем сравнить былые достижения с современными.
В. Журавель:
Сейчас в олимпийских видах спорта достичь больших результатов очень сложно.
На мировую арену вышло очень много стран, которые развивают свой спорт. Государства вкладывают деньги. И желающих заниматься много.
Например, на Кавказе много занимаются борьбой. В каждом селе свой борцовский спортзал. А у нас за последние 50 лет ни одного зала борцовского не построено. У нас больше внимания уделяют футболу.
Чтобы достичь больших результатов, должна быть государственная поддержка. Чтобы дети шли и тренировались в современных залах.
Тренер что может, делает на 100 процентов. Но условий не хватает.
А. Золотухин:
Ви носитель борцовской философии, с которой идёте всю свою жизнь. Как это проявляется в жизни?
В. Журавель:
Я пришёл в борьбу в 1976 году. Тренером был Васильковский Виталий Викторович. Я рад, что к нему попал. Насколько он человек внимательный был, любил этот вид спорта и привил и мне любовь к борьбе. Всё зависит от личности, от тренера. Как тренер поведёт себя, так и по жизни будешь идти.
Это был направляющий вектор в моей жизни.
Поэтому все кумовья мои борцы, друзья мои борцы.
А. Золотухин:
Вы с ними боретесь?
В. Журавель:
За столом нет)
Сын тоже борьбой занимался. Мастер спорта и были хорошие успехи.
По жизни всё время с борцами.
Вот тот борцовский дух, без которого уже жить не можешь.
А. Золотухин:
А какие-то экстремальные ситуации?
В. Журавель:
В молодости по разному бывало.
Бывало, нужно было доказать, что ты борец, а не балерина и не шахматист.
Потом, конечно, уважают. И друзьями становятся.
А. Золотухин:
Из того, что Вы сказали, вот этот орденский дух, он не в том, что ты применяешь борьбу в жизни, а что ты можешь её применить.
Это бронепоезд, который стоит на запасном пути.
В. Журавель:
Конечно. Да.
Он стоит на запасном пути. Пусть ещё стоит много лет.
Пусть будет мир, чем война.
К сожалению, наши борцы пошли в 14-м году, мои ученики, есть, которые пошли и не пришли оттуда. Есть, которые контузию получили.
Выпали на их долю испытания.
Так не должно было быть.
По разному в жизни бывает.
Хочется, чтоб бронепоезд этот стоял на запасном пути.
Надеемся, это всё пройдёт и будет мир.
Перекуём мечи на орала. И ребята не автоматы будут в руках держать, а государство будут строить.
Вот. Так.
Голосование
В спортивной борьбе в целом и греко-римской в частности главное:
История борьбы [см.: «Історія розвитку спортивної боротьби на Полтавщині», автори – І.К.Лядський, В.І.Журавель, В.В.Зінченко, В.В.Соколовський] – это:
Просмотрел эту беседу и решил сына отвести в секцию борьбы:
, организатор Дискуссионного Клуба Полтава