Забытое имя Леонида Позена
Беспамятство потомков одно из самых тяжелых грехов и ошибок наших современников
«Практический» материализм обывателя, малообразованность, идеологические зачистки, делают свое дело, и мы мгновенно забываем тех, кто создавал жизнь и историю до нас.
8 января исполняется 90 лет со дня смерти скульптора и художника Леонида Владимировича Позена. Казалось бы, совершенно неизвестное широким слоям население имя и фамилия, является целыми воротами в мир искусства и культуры, а что касается Полтавы, то ее естественной частью.
И это все о нем
Полтавчанин Леонид Позен родился в день 140 годовщины Полтавской битвы в 1849 году в селе Оболонь под Хоролом (по другой версии в Полтаве). В дом е его отца, отставного гвардейца и статского секретаря после революции был райком партии, райисполком и райком комсомола.
В.А. Беклемешев, М.П. Боткин и Л.В. Позен (Автор: И. Е. Репин)
Как выяснилось, на увлечение юноши лепкой повлияло соседство с малороссийским центром гончарства Опошней. По окончании Полтавской губернской гимназии, родители настаивали, на поступление в петербургскую Художественную академию, но юноша выбрал Харьковский университет, а через год перевелся на юридический факультет Петербургского университета. Закончил его в 1872 году и стал работать помощником присяжного поверенного.
Малоизвестно, что Леонид Позен имел серьезную и успешную карьеру юриста, работал в Министерстве юстиции, 40 лет отслужив в судах, был следователем второго участка Полтавского уезда, затем статским, тайным советником, сенатором уголовного кассационного департамента».
Однако тяга к искусству и предназначение Божие взяли верх. Сначала он копировал работы Либериха и Лансере, а после стал придумывать сюжеты сам. Знакомство в 1881 году с русским художником, одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Г.Мясоедовым, стало «толчковой точкой» для начала проведения выставок работ Позена. Работы Леонида Владимировича выполненные на «малороссийскую тематику» вызвали фурор на выставках Европы, зрителям запомнились «Кобчик», «Шинкарь», «Лирник», «Черкасский вол». Много шума было вокруг композиции «Запорожец на разведке»
«Запорожец на разведке»
«Кобчик»
В 1891 году Позен снова в Петербурге. Став настоящим «передвижником», продолжая работать в прокуратуре Петербургского окружного суда, он был действительным членом Товарищества передвижников, и Академии художеств. В 30 выставках Товарищества приняло участие более 50 работ скульптора. Одной из ярких работ художника стал бюст его погибшего друга полтавского художника Ярошенко.
Бюст полтавского художника Ярошенко
Для полтавчан поводом вспомнить Позена может быть каждый проход или проезд мимо памятника Ивану Котляревскому и его могилы, которую преобразили по эскизам и предложениям Леонида Владимировича. А потом пришло время памятника Котляревскому, средства на который собирали по всей губернии. Скульптор бесплатно выполнил бюст поэту и три горельефа со сценами из «Энеиды», «Наталки Полтавки» и «Москаля-чародея». Сегодня это один из самых лучших памятников города.
1903 году он взялся за памятник Гоголю, но к 100-летию писателя не успел и закончил его в 1915 году. События гражданской войны помешали его сооружению, и памятник установили в 1934.
Трагичной оказалась семейная жизнь художника, который с бездетной женой удочерили дочь односельчанина Больбы, но накануне отъезда в Петербург девочка утонула, что крайне тяжело переживали Позены.
Леонид Владимирович смог пережить революцию, террор и умер и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге…
Что-то с памятью моей стало?
Действительно вспоминать и помнить, гораздо сложнее, чем забыть. Имя Позена в Полтаве забыли быстро и надежно, не смотря на то, что некие «протокольные мероприятия» провели. Хотя достойны ли они имени и значению этого человека. Улица, названная в его честь, находится в захолустье «частного сектора» и ее длина составляет 100 метров. Сегодня на родине Позена, в Оболони нет ни дома, ни памятной мемориальной доски.
В конце 2008 года с памятника Котляревскому негодяи содрали и похитили бронзовый барельеф сцены из «Наталки-Полтавки», а прежние власти не нашли ничего более умного как заделать дыру пластмассовой копией барельефа. Полтора столетия назад полтавчане наши средства на целый памятник. А у нынешних нашелся лишь полихлорвинил. При этом, власти активно тиражируют изображения творений скульптора, получая за них деньги, но «зарабатывая на Позене», выделить средства на его память они не могут.
Не лучше обстояли дела с памятью и у наших «северных соседей». Могила Позена была полуразрушена временем и представляла собой лишь холмик. Однако, в Питере нашелся человек – Александр Близнюк, глава общественной организации «Наследие», который на собственные средства смог восстановить на могиле памятник, на сколько он мог. Кстати, Александр Близнюк обращался к бывшему мэру с просьбой выделить средства на питерский памятник, так сказать «поддержать память о земляке», но им даже не ответили….
Как будут обстоять дела с нашей исторической памятью пока неизвестно, хотелось бы, чтобы где-то и кто-то находил время и возможности заглянуть в календарь и помянуть дела и славу наших предков…
для «Полтавщины»