Архиепископ Филипп: «Каждая нация должна помнить свои корни»
«Хочешь познать мир — познай самого себя» — так говорили древние. Но зачастую мы не заглядываем не то, что в себя, мы, как лошади в шорах, не видим того, что окружает нас. И если представить наш мир цветущим садом, то люди в нем — это неотесанные камни, которые со скоростью катятся без всякой цели и при движении хаотично сталкиваются между собой с пустым, но громким звуком.
Поэтому в пылу политических страстей и экономических неурядиц давайте, уважаемые, хоть на минуту остановимся и оглянемся на наш мир-сад. Пусть это созерцание послужит нам и шагом навстречу к самим себе.
Предлагаем вашему вниманию интервью с архиепископом Полтавским и Миргородским Филиппом.
— Владыка, в последнее время было слышно достаточно разговоров про введение в курс школьных предметов некой духовной составляющей. Каково лично Ваше отношение к подобным предложениям и почему дальше разговоров дело не идет?
— Предмет с духовным компонентом необходим. И не только в школах. Это нужно делать, начиная уже с детских садов и заканчивая ВУЗами. Для доступности восприятия этот предмет должен иметь форму культурологической дисциплины. Почему не идет дальше разговоров? Были и соответствующие распоряжения Президента Украины и заседания соответствующих рабочих комиссий Министерства науки и образования, но и не более этого. В России этот процесс идет намного быстрее. На мой взгляд, это зависит от личных симпатий или антипатий на местах. Например, в Западной Украине в некоторых школах такие духовные дисциплины преподают униаты. На Востоке — это православие. А вот в Крыму есть предметы «Православная культура Крыма» и «Мусульманская культура Крыма».
— То есть, вся проблема во власти, в том числе и местной?
— Я этого не сказал. Наши местные власти, которые отвечают за вопросы образования, ждут соответствующих циркуляров из Киева, а их нет — Министерство до сих пор не узаконило ни одного официального документа. Про Россию уже упоминал, поэтому приведу другой пример — пример Польши, на которую так любит ориентироваться наша власть. Так вот, в этой стране, если на весь католический класс найдется хоть трое православных учеников, то им, по закону, положен православный преподаватель. Этот пример достоин подражания. Ведь любая нация должна знать и помнить свои нациеобразующие традиции. Для нас это православие.
— Предлагаю как раз о проблемах в православии и поговорить. Спрошу одним словом — раскол. Ваше к нему отношение и комментарии к теме?
— Раскол — это боль на теле Церкви. Но данная проблема не только церковная, потому что, используя эту тему, политики имеют от неё свои дивиденды. Вот, к примеру, в обществе постоянно муссируется тема поместной Церкви, хотя она уже существует — это Украинская Православная Церковь.
— Если не ошибусь, она имеет свою автономию?
— Не просто автономию, а широкую автономию. Наша украинская церковь имеет столько самостоятельности, сколько не имеют многие поместные церкви. Я бы в контексте темы посоветовал политикам больше заниматься своими прямыми обязанностями, а церковные вопросы оставить нам. Тем более, что по Конституции Украины церковь отделена от государства. Искренне уверен, что раскол будет преодолен. Для этого нужно категорически увести проблему из политической плоскости.
— Владыка, оглядываясь на уже прожитый 2009 год, какие Вы можете вспомнить инициативы со стороны Полтавской епархии в деле духовного и культурного роста полтавчан?
— Прошедший год был очень богатым на юбилеи и памятные даты. Мы отметили 200-летие Николая Гоголя, 300-летие Полтавской битвы, которая, к слову, изменила не только политическую карту Европы, но и предопределила судьбу нашего народа. Не забыли мы и Николая Васильевича Склифософского и Ивана Петровича Котляревского — наших великих земляков. Также в прошлом году провели II Международные Покровские образовательные чтения на базе Киевского Национального Университета, который стал соорганизатором этого мероприятия. Не обойду вниманием и нашу программу оздоровления детей. Так, на базе православного лагеря и дети отдохнули и прошли практику послушники Полтавской миссионерской духовной семинарии.
— Не кажется Вам, что наше расколотое общество должны объединить не политики, а, скажем так, некий духовный лидер?
— Я не уверен в этом, потому что церковь не вмешивается в политику.
— Нет, этот пока абстрактный лидер не должен идти в политику или выступать с некими политическими лозунгами. Пусть он занимался бы тем, чем и положено. Но, возможно, он своим бы авторитетом смог показать людям, что духовное нас объединяет, а политическое, наоборот, разъединяет?
— Это уже философский вопрос и требует больше времени. Каждый из нас имеет свой вектор развития. Но вот, к примеру, ежегодно в Иерусалиме, в Храме Гроба Господнего, происходит схождение благодатного огня. Это чудо укрепляет веру и объединяет разных людей. Мы же, наше общество, в свою очередь должны сделать две вещи: не забывать про свои исторические корни и преодолеть духовные последствия той богоборческой власти, которая у нас была. Каждый из нас должен вести внутреннюю борьбу и укреплять свою веру. Когда такого светлого человека увидят десятки и сотни, то поймут его веру и, возможно, пойдут вместе с ним.
— Не могу не спросить о приближающемся празднике Крещения...
— Это не только праздник Крещения, но и Богоявления. Иоанн Креститель крестил в Иордане Иисуса Христа и все присутствующие при этом увидели голубя, спустившегося с неба, и услышали голос небесный: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Голос с неба — это Бог-Отец, а голубь — Святой Дух. Сама же освященная вода по-гречески называется Великая агиасма, т. е. святыня. Через эту воду Господь дает нам свою благодать, которая действует не только на человека, но и на всю природу.
— Благодарю Вас, Владыка Филипп.
Справка «Полтавщины»
Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп родился в Днепропетровске в семье военнослужащего. После окончания средней школы в 1973 г. поступил на биологический факультет Харьковского ГУ, который окончил в 1979 г.
11 сентября 1980 г. рукоположен во диакона, 28 сентября — во священника, назначен клириком Казанского кафедрального собора Курска, исполнял обязанности заведующего канцелярией Курского епархиального управления, в дальнейшем — секретаря.
С 1985 г. секретарь Иркутского епархиального управления, настоятель Никольского храма в пос. Листвянки Иркутской обл.
С 1986 г. клирик Полтавской епархии.
С 1987 г. настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Дудкин Гай Новосанжарского р-на Полтавской обл.
В 1988 г. окончил Московскую Духовную Семинарию.
С 1990 г. настоятель Николаевского храма г. Комсомольска.
В 1993 г. пострижен в монашество, при сохранении должности настоятеля Николаевского храма г. Комсомольска назначен наместником Мгарского Преображенского монастыря и благочинным Кременчугского округа Полтавской епархии, возведен в сан игумена.
С 1994 г. возведен в сан архимандрита.
С 1997 г. ректор Полтавского Духовного Училища, главный редактор газеты «Кременчуг православный». В 1999 г. экстерном окончил Киевскую Духовную Академию.
30 декабря 2001 г. в Антоние-Феодосиевском Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского.
29 июля 2006 г. возведен в сан архиепископа.
14 ноября 2007 г. Священный Синод УПЦ принял решение преобразовать Полтавскую и Кременчугскую епархию, выделив из ее состава Кременчугскую и Хорольскую епархию. Синод постановил сохранить управление преобразованной Полтавской епархией, а также должности ректора Полтавской миссионерской духовной семинарии и наместника Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря за архиепископом Филиппом, присвоив ему титул «Полтавский и Миргородский».
Ян Пругло «Полтавщина»