Розмір тексту

На Маковея освящали новые колодцы

Чумаки в дороге (У колодца)
Чумаки в дороге (У колодца) | Рисунок Константина Трутовского, 1892

В этот день должен пойти дождь «мелкий, как маковое зернышко»

«Копать колодец обязательно в августе. Мы как-то решили колодец ставить у себя во дворе. И позвали деда такого старого-старого, что он всю жизнь их копал, — это у них шло по роду. Отец мой покойник поехал его звать, а он и говорит: «Приду, но только в августе». «А почему?» «Потому что в августе самый низкий уровень воды везде в реках, в колодцах, и вот тогда нужно его копать», — рассказывает 61-летний Владимир Барчук из села Пески Бобровицкого района на Черниговщине.
Как правильно выбрать место для колодца, знает его соседка Надежда Базик, 79 лет:

— Брали шерсть, клок такой достаточно большой. Накрывали его горшком или кастрюлькой и оставляли на всю ночь. Если утром она мокрая — о, то будет то что надо колодец, с водой. А если сухая, то искали какое-то другое место.

На Волыни место для колодца подыскивали иначе.

— Когда-то, чтобы можна было в правильном месте копать колодец, ставили какую-то кадку, крутили ее, как волчок, — вспоминает 76-летняя Евгения Жук из села Перемыль Гороховского района. — Как вертится, значит, там будет хорошо копать, будет вода чистая. А как не вертится — не хочет кадка воды. Так узнавали, где вода, где плывуна нет.

Плывун — мокрая глина с мелкими камешками, которая залегает иногда на несколько метров выше над водой.

На Полтавщине место для колодца выбирали с помощью ивовой рамки

— Брали две такие сантиметров 20–30 ивовые ветви, чтобы они под прямым углом вроде согнутые, — говорит 58-летняя Мария Рысь из райцентра Зиньков. — И помню с детства, что ходили с ними дяди и смотрели — когда начинают в руках двигаться, значит, там вода есть. И колодец поставили под горой, вдалеке от дома. Но он никогда не пересыхал, и вода была вкусная, холодная.

86-летняя Мария Чуб оттуда же знает другой способ:

— По траве определяли. Она же растет неодинаково. Где гуще, зеленее, там забивали ивовый кол на шесть-семь дней. Если он не засыхал, копали там колодец. Когда засыхал — место непригодное, искали дальше. А если была засуха и трава выгорала, то брали дядьки тот ивовый кол, ходили и стучали по земле. А среди них был такой человек, который много знал, так он слушал и по звуку определял, где кол вбивать. Если через неделю кол был мокрым, еще и листочек выбросил, то место считали подходящим, чтобы копать колодец.

Копать колодец советуют при растущей луне, рано утром и работать до полудня. Начинать нужно с выкапывания земли крест-накрест, в центр налить свяченой воды, чтобы удачно завершить работу.

Копают колодец так: сначала выкапывают яму на один венец в 80 см. В яму когда-то вставляли сруб, теперь — бетонный цилиндр. Продолжают копать снизу дальше. Венец опускается в яму по мере дальнейшего выкапывания под собственным весом. Сверху ставят следующий. Так работают, пока не достигают водоносного слоя.

Последний венец колодца поднимали над землей на 60—70 см. Назывался детинцем, или срубом. Сегодня укрепляют стенки колодца цементными цилиндрами по 80 см высотой. Их хозяева или покупают, или сами делают по стандартным формам. Чтобы колодец не обваливался, его укрепляли камнями, кирпичом, чаще всего — деревянным срубом. Складывался он из колод преимущественно хвойных пород деревьев. Дуб не применяли никогда — он придавал воде красноватый оттенок, напоминающий кровь.

Сверху колодец закрывают крышкой, чтобы не попадал мусор. Иногда делают двускатную крышу на столбах. Когда-то возле колодца ставили выдолбленную колоду, чтобы поить коней.

Валентина Зинькова из села Федоровка кидает в колодец ключ от старинного замка-засова от домашних дврей, чтобы «отворить» дождь Валентина Зинькова из села Федоровка кидает в колодец ключ от старинного замка-засова от домашних дврей, чтобы «отворить» дождь

Новый колодец освящают обычно на Маковея — 14 августа. Освященную в этот день воду считали целебной при многих болезнях. Поэтому праздник носит еще название Спас Водяной, Мокрый, или Спас на воде. В этот день якобы должен обязательно пойти дождь, «мелкий, как маковое зернышко». В освященный колодец обычно бросали мелкие деньги. На срубе оставляли хлеб — как пожертвование, чтобы всегда была вода и колодец не высыхал.

На Маковея проводили и большое годовое освящение воды как возле церковных колодцев, так и возле хозяйских. В Киеве на Подоле в XIX в. мещане ежегодно на этот праздник освящали главный городской колодец — фонтан «Самсон» на теперешней Контрактовой площади. Митрополит Киевский Серапион в своем дневнике записал, что в 1805 году на маковеевском освящении фонтана были все цеха «с значками и ружьями, богато одетые всадники. Во время погружения креста стреляли из пушек».

«Непочатой» водой из криниц лечили людей и скот

Колодцы и криницы уважают как чистое и святое место. Возле них часто оставляют иконы и образки. В колодец запрещали бросать мусор. Возле него нельзя было ругаться, говорить плохие слова. Набирать воду не давали беременным, «нечистым» женщинам, больным, и тем, кто обмывал покойника. Потому что вода якобы может обидеться, уйти навсегда, и колодец засохнет.

«Непочатой» водой из трех, семи или девяти колодцев лечили людей и скот. Ее набирали на рассвете, пока никто еще не брал воду для бытовых нужд. Такую требовалось набирать за один раз, не отливать, не зачерпывать во второй раз. Вода для лечения берется с запада на восток, против солнца. При этом приговаривали: «Здрастуй, вода Уляно, земле Тетяно, колодязь Яків! Благослови води набрати для молитвеного, хрещеного, причащеного (називали ім’я)». Возвращаясь с водой, нельзя оглядываться. Особенно полезной такая вода становилась, если ее пропускали потом через решето, серп, топор или через огонь между двух поленьев.

Если долго не было дождя, возле колодца проводили коллективные молебны. Обливались водой из него, бросали в него гладышки (кувшины для молока), самосейный мак, капустные листья, чеснок и лук, ключ от замка, украденный из печи горшок с борщом. Это было пожертвованием водяному духу — колодезяннику, водовику.

На Полесье делали студни

— Когда к селу подъезжали, то, наверно, видели церковную криничку? — спрашивает 79-летняя Надежда Базик из села Пески Бобровицкого района на Черниговщине. — Там воду освящают, она лечит и помогает людям от болезней всяких. То — криница. А вот во дворе, где берем каждый день то на борщ, то на стирку, это уже колодец.

Баба Нина вспоминает, что раньше в селе были колодцы с «журавлем». К раздвоенной колоде крепили поперечину. К ней цепляли длинную палку с крюком на конце — для ведра. Теперь воду из колодца вытягивают цепью, которую наматывают на деревянный вал. В Песках его называют котком или барашком.

— Раньше делали колодец на двоих хозяев, на троих, а то и для всей околицы. Ставили на улице, на меже. А потом уже стали каждый себе во дворе ставить. Ну, а теперь скважины делают, мотором воду качают, — добавляет односельчанин бабы Нины, 61-летний Владимир Барчук.

На Полесье, где вода близко к поверхности земли, делали студни. Это неглубокая яма, в которую вставляли кадовб — бочку с выбитым дном или старое жлукто. Воду из такого колодца вытягивали или бечевкой, «клюшкой», или «клювакой» — палкой с крючком.

Возле колодца ставили выдолбленные колоды-поилки для коней и волов.

Елена ЧЕБАНЮК, «Gazeta.ua»

Останні новини

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему