27.07.2010 | 13:43

На Полтавщине провели огненное жертвоприношение

Во время свадьбы состоялась огненная церемония Во время свадьбы состоялась огненная церемония | Фото: Анна Козельская

В Полтавской области впервые сыграли свадьбу по индийскому обряду

У каждой традиции — национальной или религиозной — свои свадебные обряды. Какие-то из них похожи друг на друга, некоторые — совсем разные. Но все они, как правило, яркие и интересные. Журналисту «Полтавщины» на днях посчастливилось побывать на настоящей индийской свадьбе.

Состоялось необычное для Полтавщины действо в селе Яреськах Шишакского района. Причем, это была не инсценировка или шоу, а настоящий обряд, проведенный посвященными во все соответствующие таинства брахманами — индуистскими, а точнее — вайшнавскими священниками. Ведь жених и невеста — жители Яресек Ярослав и Светлана исповедуют древнюю монотеистическую традицию — вайшнавизм или, проще говоря, сознание Кришны. Основана она на древних ведических принципах. Из глубины тысячелетий до наших дней дошли и ведические свадебные обряды. Увидеть их сейчас можно не только в Индии, но и в других странах. В том числе — в Украине.

На Полтавщине индийская свадьба состоялась впервые. Все главные события происходили на берегу речки Псел. Началось все со встречи молодых. Жених и невеста, как водится, приехали в разных машинах. Ведь раньше, а в некоторых районах Индии — и сейчас, браки молодым людям устраивали родители. Часто мальчик и девочка становились женихом и невестой с пеленок. Однако, это не означало, что они могли свободно общаться между собой. Вполне нормальным явлением было, если юноша и девушка впервые видели друг друга только в день свадьбы. Соблюдая традицию, и наши жених с невестой приехали порознь. К месту проведения обряда их провожали дружки. А встречали — гости, которые осыпали молодых зерном и цветами.

Звучит музыка. Жених уже на ковре около кунды — места, где вскоре загорится священный огонь. Молодого человека встречают родители невесты, выражают ему почтение. После этого дружки приводят невесту. Она сияет украшениями и красным сари. В Индии невесту одевают именно в красное. Белый там — цвет траура и отречения, его носят вдовы. У молодых спрашивают, готовы ли они принять друг друга в супруги и взять на себя ответственность за свою «половинку». В ответ звучит традиционное «Да».

Обрядом руководит брахман Сахасраджит Дас, приехавший из Харькова. Он рассказывает родственникам и гостям, что означают те или иные элементы церемонии. Например, некоторые ритуалы направлены на установление крепкой связи между мужем и женой. Для этого их руки связывают цветочной гирляндой, а также узлом связывают края их одежды. Молодые обмениваются гирляндами, надетыми на их шеи. Это символ того, что они отдают друг другу свои сердца. Проще говоря, гирлянды в данном случае — аналог обручальных колец.

Один из интересных моментов — обмен, нет, не поцелуями, а любовными взглядами. Поскольку в ведической культуре не принято выставлять напоказ даже чувства, освященные законным браком, и обмен любовными взглядами считается очень сокровенным, интимным. Поэтому молодых скрывают от нескромных посторонних взглядов, накидывая на них ткань.

Молодые в свадебных нарядахМолодые в свадебных нарядах

В ведической традиции принято, чтобы замужняя женщина носила определенные знаки, отличающие ее от незамужних женщин. Это делается, чтобы оградить ее от ненужного внимания чужих мужчин. Поэтому во время свадьбы жених наносит на пробор невесты особую краску — кункуму, на лоб ставит красную точку и покрывает ее голову концом сари. Теперь замужняя женщина будет повторять эти действия каждое утро. В европейской традиции, кстати, таким охранным знаком должно служить обручальное кольцо.

И вот церемония приближается к своей кульминации. Главный брахман дает напутствия молодым, рассказывая об обязанностях мужа и жены. Муж берет на себя ответственность за то, чтобы обеспечивать жену жильем, едой, одеждой, украшениями, детьми, способствовать ее духовному развитию. Жена ответственна за психологическую атмосферу в доме, за то, чтобы муж и другие члены семьи были накормлены, жили в чистоте и покое.

Священник напоминает, что в ведической культуре не приняты разводы. Поэтому отношения в семье должны строится не на сиюминутных прихотях, а на вечных ценностях. Так, брак, построенный только на чувственном уровне, когда люди привлекаются лишь телесной красотой и молодостью друг друга, не может существовать долго. Ведь телесная красота преходяща, и может наступить момент, когда один из супругов захочет найти другой объект для наслаждения чувств, еще красивее и моложе... Более высокий уровень — эмоциональный. Возможность делиться друг с другом своими эмоциями, мечтами — это замечательно. Но полного удовлетворения это не может дать, так как мужчины и женщины в эмоциональном плане очень разные. В Ведах даже говорится, что мужчина и женщина — это разные формы жизни...

Поэтому брахман посоветовал молодым строить свою семейную жизнь на духовном уровне, поставив в центр Бога. Совместное духовное развитие — это то, что всегда актуально и не подвержено влиянию времени и каких-то внешних, поверхностных вещей. И, конечно же, не стоит относится друг к другу эгоистически, по потребительски. Если и муж и жена будут сознательно служить друг другу, все у них сложится самым замечательным образом.

...Брахманы начинают читать молитвы, зажигают священный огонь. Начинается церемония огненного жертвоприношения. Хотя это слово может настораживать, на самом деле в вайшнавизме оно не имеет ничего общего с принесением в жертву животных. Вайшнавы — вегетарианцы, причинить боль живому существу для них немыслимо. Да и вообще жертвы бывают разными. Например, идя в церковь, человек жертвует свое время, а уходя в монастырь и становясь монахом — и саму жизнь. В ведической огненной церемонии в роли жертв выступают зерно, топленое масло и бананы. Все это кладут в огонь. Потом жених и невеста семь раз обходят вокруг огня. Это означает, что они не будут разлучаться семь жизней...

Ну и, конечно же, заканчивается все поздравлениями, подарками, напутствиями родственников и праздничным пиром.

Ярослав и Светлана, которые ранее уже расписались в загсе, как того требует государство (без официальной росписи священники обряд не проведут), делятся впечатлениями. Они отмечают, что красота и торжественность церемонии, напутствия брахманов заставляют еще раз задуматься о значении семьи, правильном построении семейных отношений, усиливают желание заботиться друг о друге.

Анна КОЗЕЛЬСКАЯ, «Полтавщина»

Культура і освіта