Полтавчане поминают умерших культурно
Поминание усопших родных и близких людей больше нужно самим живым. Нам необходимо хотя бы раз в год подумать над могилой умершего о бренности бытия, что, как минимум, полезно для духовного развития человека. Ведь ежедневная кутерьма вокруг бесконечных и, как нам кажется, важных мирских проблем только иссушает нашу душу, не принося желаемого чувства духовной гармонии
Максимум же — нам не следует нарушать народные, а после — и церковные традиции наших предков, которые издревле посещали места погребения усопших. Ведь кто соблюдает традицию поминального понедельника, тот и сам надеется, что после его смерти, дай Бог, и его не забудут.
Как же начался этот день в Полтаве, на самом большом городском кладбище — в Рассошенцах?
Добраться туда из центра Полтавы не составляет никаких проблем. И «газельки» и «богданчики» довольно плотно едут один за другим в направлении кладбища.
Последняя остановка находится почти на краю этого гигантского общественного мемориала. Движение транспорта на этом участке трассы регулируется сотрудниками ГАИ. Прапорщик говорит, что с утра все нормально, правила дорожного движения никто не нарушил.
Центральный вход на кладбище особенно колоритен. Приблизительно два десятка продавцов предлагают входящим полтавчанам цветы — живые и искусственные. Одна гвоздика идет за 4 гривны, букетик пролесок — за 2. За букетик пластмассовой флоры просят всего полторы гривны. Средних размеров венок стоит 18, чуть поменьше — 12 гривен. Подсвечник «весил» в цене 4 гривны.
Продавцы предлагают входящим на кладбище полтавчанам цветы
На входе уже с самого утра стояли, сидели и полулежали просители милостыни. В их шапках и кепках было непривычно много мелочи, видимо, поток людей сегодня очень большой, и просители не считают нужным ссыпать излишек в карман, как они это делают всегда. Под забором традиционно расположился мини-табор цыган. Здесь что-то вроде штаб-квартиры или аналитического центра, в который поступает вся текущая информация, и из которого же исходят дальнейшие инструкции. Главные исполнители этой работы — дети.
Кладбище испытывает нехватку в свободных местах — об этом можно судить сразу, как только переступаешь его порог. На центральной аллее, справа, появился ряд новых могилок — с последних ещё не были сняты погребальные венки. В центре, на пятачке, стоит патрульная машина милиции. Снова же прапорщик сообщает, что с утра обошлось без нарушений общественного порядка. Сама же эта охрана сопровождалась церковным песнопением группы людей. Рискую оторвать одного из них от этого дела и спрашиваю, что они делают и кто такие. Оказалось, что сходу «попал» на пастора Олега, который представляет евангельских христиан-баптистов церкви «Надежда». Олег говорит, что песнопением они сообщают умершим благую весть о воскресении Христа. Пока одна группа баптистов пела, другие активно раздавали брошюры «Письмо для тебя», в котором предлагалось изучать вместе с баптистами Святое писание.
Ряд новых могилок на рассошенском кладбище
Но вот, наконец, появилась возможность подойти к людям, которые уже приготовили трапезу и собрались помянуть умерших. Это семья Садовниковых, отец и два его сына, Артём и Максим. Они пришли помянуть своего отца и деда. Приезжают сюда каждый год, узким кругом родных. Никаких проблем с приездом и уходом за могилкой не испытывают.
Но отхожу чуть поодаль и все же слышу одну жалобу — приходится слишком далеко ходить за водой. Так считает Лидия Медведева, которая каждый год приходит в поминальный понедельник на могилу своего сына. Хотя, в целом, добираться в Рассошенцы и ухаживать за могилой нетрудно. По её мнению, для этого нужно только здоровье и желание.
В этом году на кладбище относительно чисто, хотя весь мусор не сносят в одно определенное место, а просто сжигают в виде стихийных куч, что, пожалуй, не совсем эстетично и несколько портит общий вид.
Только порадовался за, в принципе, культурное поминание умерших нашими людьми, как уже в маршрутке, на обратном пути, пришлось терпеть развязное поведение двух «напоминавшихся» мужчин. Но... Человеческий материал очень неподатливый и тяжелый. Поэтому отдельные случаи его греховности общей картины не делают. Тем более, что в этот день нужно прощать — как живых, так и мертвых.
, «Полтавщина»