Политизация истории не оставляет места для науки
Или несколько слов об украинском оселедце князя Святослава
В последнее время в блогах на «Полтавщине» с завидной постоянностью вспыхивают баталии по поводу происхождения народов. Естественно, с упором на происхождение народа украинского. Стараясь доказать древность его происхождения, авторы копаются так глубоко, что докапываются до мамонтов. Хотя не все настроены копать так глубоко и размашисто.
Из последних таких споров можно отметить обновление в блоге Игоря Гавриленко «Відповідь осколку совка, який досі вірить у казочку про старшого брата». Это был ответ на попытку ещё одного блогера Александра Золотухина найти ответ на вопрос о происхождении украинцев.
Проверенная веками народная мудрость гласит, что «третьему» ввязываться в драку категорически не нужно, поэтому не буду оценивать труды блогеров, и поэтому с одинаковым уважением принимаю каждую из позиций.
Единственно на что пришлось обратить внимание, так это на реконструкцию внешнего вида древнерусского князя Святослава (похожего на казака). Этим самым Игорь Гавриленко, параллельно отвергая украинских «мамонтов», вероятно, возводит корни украинцев к периоду Киевской Руси, причем к очень раннему.
В принципе, желание каждого народа быть старше (а то и прародителем всех) — вполне естественно. Однако беспристрастное историческое познание абсолютно не терпит политизации и через это — мифологизации процессов. В противном случае мадам Клио (муза истории) превращается если не в женщину древнейшей профессии, то в политического агитатора.
Пример с оселедцем князя-воина Святослава имеет двойное дно, которое при вскрытии может привести к не совсем желательным выводам для тех, кто ратует за украинскость (или русскость) князя.
Дело в том, что обычай брить голову и бороду пришел на наши земли с Востока. Многие исследователи авторитетно утверждают, что описание Святослава византийцем Львом Диаконом поразительно схоже с описанием вождя гуннов Атиллы. Замечено также, что при этом описании Лев Диакон обильно пользуется трудами предшественников.
Например, читаем комментарий М.Я. Сюзюмова и С.А. Иванова: «Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно — по рассказам очевидцев — рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе, описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы. (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 214.)».
Дополнительное подтверждение этому находим в Списке болгарских ханов, где говорится, что гунно-болгарские ханы правили «обону страну Дуная» (т.е. на Украине) «остриженами главами».
Ссылаясь на многие источники, можно с достаточной твердостью утверждать, что европейские народы, включая и славян, совершенно не брили головы, чего не скажешь о народах Востока, в том числе и тюрко-монголах.
Например, германцы и викинги отпускали длинные волосы. Более того, представители благородных кровей отпускали их в обязательном порядке, тем самым подчеркивая статус, а вот вассалы брили голову «в кружок». Поздняя традиция брить голову появляется исключительно под восточным влиянием.
Чешский славист Любор Нидерле пишет: «Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию». (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.)
Дмитрий Зеленин пишет: «Прическа с оселедцем была заимствована [украинцами] у восточных народов. В 1253 г. ее описал Рубрук в Золотой Орде Бату на Волге; в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе. (Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.)».
Совершенно иная традиция была у народов Востока. Например, хеттский воин на рельефе в гробнице Херемхеба изображен с бритой головой, исключая клок волос, который с одной стороны достигает его плеча. Уже позднее в ирано-арабском мире сохранился обычай оставлять один или два клока волос на бритой голове.
Согласно книге Thomas Herbert’s Travels in Persia, 1627-1629. ed. Sir William Foster (New York, 1929), p. 230, «Персы бреют волосы по всему телу, исключая верхнюю губу, на которой они отпускают длинные густые вислые усы, а также клок волос на макушке, за который, как они верят, их пророк после воскрешения вознесет их в рай. В остальных местах они бреют свою голову или трижды втирают в нее масло daway, после чего волосы на ней более не растут. Это вошло в обычай у восточных народов со времени провозглашения Корана арабами».
Рубрук о прическе монголов: «Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей». (Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука. Глава 8. О бритье мужчин и наряде женщин.)
Принимая во внимание эти факты, скажем, что даже если мы поверим Льву Диакону на слово, то выходит, что далеко не европейские и не славянские народы могут предъявить свое «право на Святослава».
И таких «ловушек» для искателей глубинных корней в тех далеких веках — предостаточно. Поэтому уже даже не смешно, когда у других, доказывающих свою значимость исследователей, гунн Атилла легко превращается в украинского казака Богдана Гатыло. Чего только не сделаешь для своей древней родословной...
, «Полтавщина»