В Полтаве празднуют яблочный Спас
Религиозное значение праздника — это открытие тайны Божественного промысла о спасении человека
Сегодня в православном мире отмечается праздник Преображение Господнего (по-народному яблочный Спас). В частности, в полтавских церквях УПЦ прошли службы, после которых священники окропляли прихожан и принесенные ими плоды святой водой. Кроме яблок полтавчане принесли мед, груши и виноград.
Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные — 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.
Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».
Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.
В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
В тех странах, где не растет виноград, установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.
Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы.
Подготовил