Иван Купала: традиции и поверья
Древний праздник бога женитьбы связан с водой, весельем и гуляниями
Праздник Ивана Купалы с прадедовских времен, окутанных тысячелетней мистикой, принадлежал к числу самых важных и почитаемых. При этом на печке не отлежишься: участие в нем традиционно активное. Хотя активность не подразумевает вседозволенность, так как над всем этим господствует её величество — Традиция. Именно она четко обуславливает обряды, правила, запреты, обычаи на Ивана Купалы.
Конечно, главные обряды и поверья в Иванов день связаны с водой. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.
В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой.
По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду.
Также в ночь на Ивана Купалы повсеместно жгут костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.
Так как раньше день Ивана Купала был днем в честь бога женитьбы Лада, то долгое время праздник нес в себе энергетику сексуальности. Трудно вообразить сексуальное раздолье в его честь, если вспомнить, что писали православные монахи о «пристойном» празднике Ивана Купала в XVII веке: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же». «Фирменным» же знаком древнеславянских интимных отношений было отсутствие традиций скотоложества и гомосексуализма. Кроме того, мужчины категорически не желали выносить свои победы над дамами на всеобщее обсуждение, как это практиковали древнеиндийские герои и западноевропейские рыцари.
Подготовил
, «Полтавщина»