Dj Nik Denisoff о тонкостях творчества ди-джея
Сегодня Всемирный день ди-джея. Это не только официальный праздник, но и важная благотворительная акция, которая проводится с 2002 года от имени Международной клубной индустрии
Каждый год 9 марта в рамках Всемирного дня ди-джея по всему миру проходит благотворительная акция в помощь детским организациям. Вся прибыль, полученная ди-джеями, клубами, радиостанциями в этот день направляется в различные международные детские фонды и учреждения.
Чтобы узнать об этом подробнее и вообще услышать информацию о истории и сути профессии ди-джея, мы зашли в гости в полтавскую студию радиостанции «KISS FM», где работает Dj Nik Denisoff.
— Ник, Вы поддерживаете эту всемирную акцию?
— Наша радиостанция выставляет эксклюзивные лоты (в основном это личные вещи ди-джеев), которые покупают слушатели. Вырученные средства направляются на нужды детей.
— Какова история этой профессии?
— Все изменилось, когда появилась возможность записывать музыку, и она стала доступна широким слоям населения. Сто лет назад один эксцентричный чудак решил поделиться с миром своими эмоциями с помощью записанных звуков. В 1906 году один канадский инженер транслировал некодированные радио сигналы — музыку и слова — на небольшое количество кораблей. Он обеспечил команды необходимыми приемниками и настоятельно рекомендовал послушать кое-что необычное. Он пел, читал библию и играл на скрипке. В тот же вечер он фактически стал первым ди-джеем в мире, потому что проиграл музыкальный трек в эфире.
Слово ди-джей, как известно, является аббревиатурой английского DJ — disc jockey (диск-жокей) — и определяет профессию человека, который выбирает и проигрывает для аудитории записанную музыку.
— Есть ли отдельные категории ди-джеев?
— Например, я работаю на радиостанции, поэтому не только свожу треки и проигрываю музыку, но и сопровождаю её текстом. В этом случае больше подходит название ведущий, но не откажусь и от «эр-джея», то есть радио-ди-джея. Хотя я работаю и как ди-джей в прямом понимании этого слова, играю на вечеринках, в клубах, на опен-эйрах, езжу выступать в другие города. Одим словом, ди-джей — это артист.
Также существуют ви-джеи, которые работают на телевидении и ведут различные интерактивы. Мобильные диск-жокеи путешествуют с портативными звуковыми системами и представляют музыку на различных мероприятиях. А еще иногда ди-джеи сами поют и играют рэп и регги. Сугубо клубные ди-джеи работают соответственно в клубах, это их профессиональный заработок.
Но если раньше ди-джеи только сводили концовку одного трека с началом другого (при этом треки играли почти до конца), то в последнее время ди-джеи играют вживую и собирают музыку на ходу. Технический прогресс вполне позволяет им это делать.
— Существуют ли некие профессиональные требования к ди-джею?
— Если ответить немного с юмором, то ди-джею нужен мозг, слух, руки и импульсы, которые мозг передает к рукам и слуху. Конечно, хоть элементарные понятия о музыке нужно иметь, нужно знать, что такое семь нот или какими бывают тональности, но иметь профессиональное музыкальное образование не обязательно.
Тем более, что для многих это не только работа, а просто отдых и развлечение. Отдельный ди-джей вообще может не выступать в клубах, а проигрывать музыку на каких-то встречах в кругу общих знакомых. Хотя, конечно, какие-то критерии есть. Если один человек сведет два трека, то он, разумеется, может считать себя ди-джеем, но он с таким же успехом сможет назвать себя и Наполеоном или врачом-хирургом, мало ли как, но не быть ди-джеем в реальности. На главном клубном портале Украины зарегистрировано 33 ди-джея из Полтавы, плюс есть масса ди-джеев в городе, которые там не зарегистрированы. Но любой рейтинг — это условность.
— Значит, сводить треки вместе — это ещё не всё? Вот существует много объявлений о наборе в школу ди-джеев. Что дает такое обучение?
— Всё зависит от головы. Человек должен знать, зачем ему это нужно. Вот его научат сводить музыку и что дальше? Если он не будет работать, не будет выступать, его никто не будет слышать, то какой смысл было заканчивать школу? Возможно, просто для себя. Это тоже вариант. Ведь это же школа, а в школе есть свои отличники и двоечники. Старайся — и у тебя все получится.
— А как насчет здоровья? Легко ли продержаться ди-джею вечер в накуренном помещении, в котором, к тому же, преобладает громкая музыка?
— Со временем начинаешь задумываться о таких вещах. Например, стараться не появляться там, где курят. Касаемо громкой музыки, то, во-первых, звук направлен на танцпол, в мониторе у ди-джея музыка играет намного тише, и он его использует по необходимости. Во-вторых, есть специальные беруши, которые ограждают слух от вредных частот.
— Ник, а возникают ли в клубах конфликты по поводу качества или тематики музыки со стороны посетителей?
— В полтавских клубах пока хороший фейс-контроль, поэтому публика фильтруется. Но если уж конфликт возник, то человеку могут культурно объяснить, что его личные предпочтения не подпадают под формат вечеринки. Да и в основном публика ходит на ту музыку, которая ей нравится. Например, 99% тех, кто пойдет на самого рейтингового ди-джея Украины — Dj Spartaque, никогда не пойдут на Тапольского. И не потому что он хуже Спартака, а потому что он играет в другом стиле. У каждого артиста свой слушатель. И это правильно. Нельзя нравиться абсолютно всем. Хотя, конечно, резиденты клубов, то есть ди-джеи, которые постоянно играют в том или ином клубе, должны прислушиваться к мнению своих слушателей.
— Все-таки, сведение треков — это написание своей музыки или импровизация на тему других исполнителей?
— Снова же, просто сведение треков отходит в прошлое. Но вопрос понятен. Ди-джей, который делает свои композиции, иначе называется продюсером. Он и пишет и играет свой продукт. Есть и у меня в этом направлении некоторые работы. Например, ремикс на полтавскую группу «Резонанс». Есть ещё несколько треков, но их ещё нужно закончить.
— Иначе говоря, работаете над своим ростом?
— Отвечу так — нужно работать над собой. И нужно выступать. Нужно «делать музыку». И нужно, чтобы тебя слышали. Если кто-то вкладывает в тебя деньги, то раскрутиться легче, но если человек имеет талант и работоспособен — то успеха достигнет и сам. Интернет доступен практически всем, а это хороший инструмент для продвижения.
— Тогда успехов, Ник, и спасибо за интервью.
, «Полтавщина»