Праздник Воздвижения и народные верования, связанные с ним
Сегодня — праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня
Этот праздник установлен в память обретения и Воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
В народе часто не понимали истинного значения этого праздника. Верили, например, что в этот день все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются» (то есть сползаются) в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят целую зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим «гадине» выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвижения (или, по народному выражению, Сдвиженья) мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на двор и не спрятались там под навозом или в соломе. Крестьяне, впрочем, верили, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как каждая «гадина», ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы.
Наряду со змеями и лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвижения каким-то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимой. Крестьяне, впрочем, никак не объясняли, с какой целью лешие устраивают такие «парады», но это не мешало им твердо верить, что в день Воздвижения ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как оборотни и особенно лешие бывают в это время крайне бесцеремонны и в лучшем случае могут только побить, а то и просто отправить на тот свет.
Подготовил
, «Полтавщина»