16.12.2009 | 8:23

Леонид Сорокин: «Сделали «Три мушкетера», а на следующее утро проснулись знаменитыми»

Леонид Анатольевич Сорокин Леонид Анатольевич Сорокин

Заслуженный работник культуры, наш земляк Леонид Сорокин более 40 лет работает звукорежиссером. Именно он озвучивал знаменитый советский фильм «Три мушкетера». И если бы сделал в своей жизни только это, то навсегда вошел бы в историю отечественного кинематографа. Но Леонид Анатольевич сделал намного больше. Песни, записанные ним, становились поистине народными хитами

Работая дома, не нужно ходить  на работу

— Леонид Анатольевич, поведайте нам, с чего же началась ваша деятельность в качестве звукорежиссера?

— Она началась очень давно, в 1966 году. Тогда я пришел работать на областное радио, вот там все и началось. На радио я проработал без двух месяцев 30 лет. Потом начал трудиться на всякие частные структуры. Затем был у меня неприятный период безработицы, после которого я решил, что работать надо дома.

— У вас звукозаписывающая студия находится дома?

— Да. С одной стороны это очень хорошо, во-первых, никому не надо платить, кроме как самому себе (Леонид Анатольевич улыбается – прим. автора), во-вторых, не надо ходить на работу, и, что самое главное, надо мной нет ни одного начальника, кроме, пожалуй, налоговой инспекции, но с ней я регулярно разбираюсь. Но недостаток есть тоже: работая дома, иногда и по три дня на улицу не выходишь, особенно если погода плохая. Когда мало работы, то дома скучновато. Но сейчас работы всегда много, бывают «окна», но они случаются очень редко.

— Леонид Анатольевичи, расскажите про свою работу на радио.

— Когда я только пришел на работу, у нас был областной телерадиокомитет. Это намного позже на этой базе появилась ТРК «Лтава», они открыли собственные радио и телевизионный канал. Между тем, когда я только начинал свою трудовую деятельность, в Полтаве не было и близко своего телевидения. Полтаву обслуживал Харьков.  У них была студия, а мы готовили им свои сюжеты, которые снимались на кинопленку. Мы отвозили им  подготовленные материалы, а они  потом вещали на территории города.

Полтавский «Фестиваль» Максима Дунаевского

— Вы озвучивали легендарный фильм «Три мушкетера». Расскажите, как вам работалось, и главное – как  вы туда смогли пробиться?

— Я  работал не только над этим фильмом, озвучивал около 60 кинолент, но «Три мушкетера» был первый фильм, над которым я работал.

— Интересная, наверное, работа была?

— Конечно, интересная. Я работал на радио с 10 утра  до 6-7 часов вечера, потом делал на час перерыв. После него приходили музыканты,  и мы до 5 утра записывались. Как следствие, у меня был хронический недосып. Тяжело было, но в тоже время очень интересно. А попал я в киноиндустрию вот как. Была в Полтаве раньше группа «Фестиваль», очень известная группа, правда популярной она стала именно после выхода фильма «Три мушкетера» на экраны страны. В составе группы были только полтавчане. Помимо радиопередач я еще занимался музыкальной звукозаписью, оттачивал там свое мастерство.

Однажды группа «Фестиваль» поехала в Москву на гастроли, там их и увидел композитор Максим Дунаевский. Все произошло случайно. Максим ехал по улице и увидел, как 2 парня несут, очень редкий на то время, музыкальный инструмент. Он подошел, познакомился с ребятами, а вечером пришел на их концерт. Максим  Дунаевский в то время как раз начинал работу над картиной «Три мушкетера», у него был готовый одноименный мюзикл, который был уже поставлен в нескольких театрах. Потом решили по этому  мюзиклу сделать киномюзикл. Так вот, пришел Максим Дунаевский на концерт группы «Фестиваль», и ребята ему очень понравились. Группа действительно была очень хорошая. Максим предложил музыкантам озвучивать фильм. Ему хотелось, чтобы в отличие от оперной версии, в фильме было современное звучание с элементами рока, диско - самыми современными стилями в то время. Они записывали в Москве, на фирме «Мелодия», самую первую песню «Пора, пора, порадуемся на своём веку!..», а также на радио, и в Останкино на телевидении. Результат записи им не понравился. Тогда кто-то из ребят предложил поехать в Полтаву, мол, там есть такой Леонид Сорокин. Во-первых, запись будет дешевле, а во-вторых, музыкантам группы «Фестиваль» будет хорошо, они тут поближе к семьям. Питание было налажено, а в те времена с ним было очень тяжело. Мы тогда пару недель с песней повозились, прежде чем найти нужное звучание. Когда записали песню из кинофильма, то повезли ее показывать в Одессу режиссеру фильма Георгию Юнгвальд-Хилькевичу. Песня ему понравилась, и мы начали серьезно работать над кинофильмом.

Работали долго, около трех месяцев. Записывались в Полтаве, Виннице, Ровно, хотя там очень плохая студия была. Фоновую музыку, драки, проезды и так далее мы записывали в городе Калуга. Записали мы очень много музыки. Фильм изначально планировался пяти или даже шестисерийный, но в это время, в процессе работы председателю Гостелерадио кто-то что-то рассказал. В общем, в итоге нам объяснили, что не надо советскому народу многосерийных фильмов, якобы это капиталистический прием, разврат и безобразие. Решили, что фильм будет двухсерийный. Режиссер фильма все-таки выбил разрешение на съемки еще одной серии фильма. Он хитро поступил – у него последняя серия идет около двух часов – таким образом, он  две серии вместил в одну.

Неиспользованной музыки из фильма у нас много осталось. Жалко, очень хорошая музыка. Сделали картину, а на утро как говорится, все проснулись популярными. Я помню, как возвращался из Москвы, там была презентация фильма, домой, а в подъезде мальчики напевают: «Пора, пора, порадуемся на своем веку. Красавице и кубку, счастливому клинку». Тогда я понял, что первую серию уже показали. Хороший шлягер – куда не зайдешь, везде звучала эта песня.

«Буду заниматься детскими утренниками»

— Вы сказали, что проснулись популярным. Ваша жизнь после выхода фильма «Три мушкетера» на телеэкраны как-то изменилась?

— Лично моя – не изменилась. Я как работал, так и работал. Единственное, что изменилось, так это то, что я стал работать над многими фильмами – один за другим. Например, с моим участием сделаны такие картины, как «Карнавал», «Зеленый фургон», «Трест, который лопнул», очень, по-моему, хороший фильм «Ах, водевиль, водевиль…», ну, и так далее. А потом, в период перестройки, все распалось, киностудии позакрывались. В это время народу было не до кино.

— Чем же вы занимались в этот сложнейший период становления независимости нашей страны?

— До 1996 года я еще трудился на радио, а потом ушел работать в группу «Фристайл». У них сделали студию неплохую, несколько лет я там проработал. После этого я работал на радио «Довира», сейчас оно называется «Авторадио». Мы его хорошо раскрутили, оно было очень популярным, тем более, что в то время радиостанций в городе было не так много. Потом перешел работать в «Желтую газету», там мне студию построили. Но такая студия получилась нерентабельной – все время нужно обновлять технику, покупать программы. Все это дорого стоит, и «отбить» эти вложения невозможно. Так что я работаю дома, это не так убыточно. Не надо платить ни за офис, ни за охрану.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о вашем сотрудничестве с юной полтавчанкой Лерой Банниковой, которая получила «Детский Оскар» за работу над голливудским мультфильмом «Планета 51».

— Валерия такая раскованная, без всяких комплексов, не капризная девочка, что очень радует. Она мгновенно понимает, что от нее хотят, прямо как взрослый человек. Умеет пошалить, но умеет и сосредоточится, нормально поработать. Девчонка очень хорошая. Жаль, что сам мультфильм я пока не видел.

— Леонид Анатольевич, над чем  вы сейчас работаете?

— Недавно закончил музыкальное оформление конкурса «Красуня Полтавы-2009». Сейчас начинаю заниматься детскими утренниками, детскими представлениями в «Листопаде». Записываю песенники. Подбираю музыку для спектакля. Недавно записывал  две полтавские рок-группы – «Немає часу» и «ДМЦ». Очень неплохие группы, и работать понравилось, тем более, что я давно не записывал живой музыки. Обычно приносят фонограммы или заказываем аранжировщика, и под нее пишем вокалиста, а тут пришлось все, кроме барабанов записать. Интересная такая работа получается.

— Оплата за работу в студии у вас почасовая?

— Нет, я беру за готовую песню.

— Есть какой-то тариф, или все зависит от того, насколько тяжела работа?

— В городе немного людей этим занимается, и мы стараемся держать примерно одну цену. Также все зависит от сложности, одно дело записать солистку под готовый «минус», а другое дело записать коллектив, где играют скрипки, дудки, гитары и так далее. Это более трудоемкая работа.

— Какие интересные проекты у вас намечаются в недалеком будущем?

— Есть у нас такой издатель – Виктор Чубенко. Так у него пробился композиторский талант. В прошлом году записали ему  музыкальный диск. Теперь Виктор делает сказку «Золотая рыбка». Это будет музыкальный спектакль. Правда, что-то долго работа над ним тянется, уже второй год занимаемся.

— Спасибо, Леонид Анатольевич, вам за интервью, желаю вам новых творческих успехов.

— Спасибо и вам, что не забываете.

Ярослав КАДУК, «Полтавщина»

Культура і освіта