«Persona grata»: Сергій Кузнецов
Цікава людина, музикант та вокаліст, автор багатьох пісень групи «Фрістайл» розповів про свій творчий та життєвий шлях
ВЕД: 11 година 16 хвилина на студійному годиннику радіо «Ваша хвиля». Доброго суботнього ранку бажаємо усім нашим слухачам. «Персона грата» — це спільний проект радіостанції «Ваша хвиля» та інтернет-видання «Полтавщина». Ми, зазвичай, запрошуємо людей відомих у нашій області, і не тільки у нашому рідному регіоні, але й за межами країни. Перед мікрофоном Дмитро Канюка і мені приємно сьогодні представити саме таку відому особистість — це вокаліст групи «Фрістайл», учасник цієї групи ну і, власне, автор багатьох пісень, Сергій Кузнецов.
КУЗНЕЦОВ: Доброго ранку!
ВЕД: Сьогодні просто чудова погода, справжня зимова казка. Пам’ятаєте, коли останнього разу бачили таке у Полтаві.
КУЗНЕЦОВ: Сложно сказать, потому что гастрольная жизнь, конечно, подразумевает разные города, разные регионы и первый снег в этом году мы видели уже очень давно. Но вот так именно, сказка такая, ну я не знаю, в Киеве дней 10 назад. Я сразу вспомнил, говорю, как у Андерсена в сказках. В Германии мы частенько такое наблюдали, довольно часто туда ездим, (часто, в смысле регулярно). На Новый год туда ездили...в этом не поехали, решили здесь остаться. И наблюдали такие картины прямо действительно, как в детстве, в иллюстрациях к сказкам, когда куча деревьев, все в снегу, ёлки в треугольных платьях, как в песне.
ВЕД: Сподіваємося, що така казка у нас збережеться і до Нового року.
КУЗНЕЦОВ: дай Бог.
ВЕД: А ми сьогодні говоримо, звичайно, не тільки про зиму, а про Сергія Кузнецова. Про вас, і про ваш творчий шлях. Хто починає його у 6 років, хтось вже у 50, а, можливо, 60. Ваш творчий шлях , як ви думаєте, коли він почався?
КУЗНЕЦОВ: Значит, доказательств у меня, конечно, нет, папа утверждал, что года в 3 или в 4 года я какой-то стишок сочинил, что-ли. Мне, запомнилась лишь первая и последняя строчка: на елке волк сердитый зайца трогает плечом. Новогодняя тема такая... Если кто-нибудь знает эту строчку, что она принадлежит кому-то другому, — пожалуйста, сообщите, чтобы мне «не муляло» на душе, как говорится. Ну а если о стихах, то это школа, это первая любовь, естественно, несчастная. Я помню, в классе 7-8, на эту тему мне ночью не спалось, я достал чистую тетрадочку и примерно к утру она вся была заполнена. Там 9 или 10 стихотворений получилось! Я сам от себя обалдел немножко — за ночь альбом написал. Понятно, что стихи были достаточно наивными, детскими, но зато от души.
ВЕД: Пам’ятаєте, як звали вашу тодішню обраницю?
КУЗНЕЦОВ: Еще бы!
ВЕД: Як, якщо не секрет?
КУЗНЕЦОВ: Ну, в принципе, да, кто был рядом, знает, Оксана ее звали.
ВЕД: Таке от зізнання у нашому ефірі. А хто першим побачив ваші твори?
КУЗНЕЦОВ: Конечно, школьные друзья, нас было (как у Дюма), 4 мушкетера, со мной в одном классе учился Вадим Казаченко, на бас-гитаре у нас играл, Сергей Зайцев (ныне покойный), к сожалению. А Халепе у нас, родители подарили гитару, поэтому он был у нас гитаристом. Естественно, я ребятам стихи показал, конечно, Зайцев раскритиковал их. Там была строчка такая — В реке луч солнца мокнет. Мне казалось, что это так креативно, да нет, ну что ты! В общем-то пытались даже подобрать какие-то мелодии к этому всему. Школьные дела есть школьные дела, а потом случай меня свел с А.Розановым.
ВЕД: Це скільки вам було років?
КУЗНЕЦОВ: Это был 1 курс института. У Анатолия был на то время на заводе «Знамя» женский ВИА «Олимпия» (все-таки хотелось ему самовыразиться немножко для себя) и он набирал мужской коллектив. На прослушивание меня привел знакомый гитарист, получилось так, что его не взяли, а меня взяли. Ну вот с тех пор мы с Анатолием Розановым вместе уже (посчитай) это был 81 год, — ого! Очень много.
ВЕД: За за цей час ви рахували, скільки пісень написали?
КУЗНЕЦОВ: Периодически пытаюсь считать. Хотя есть несколько критериев: конкретно песен для «Фристайла» или те, что были до «Фристайла». В Киеве на Андреевском спуске была съемка какой-то программы и наш, тогда уже не заводской коллектив, (половина «Олимпии», половина ансамбля «Фестиваль») и пели мы песню на мои стихи «Арлекин». Записывалась она, кстати, здесь, в помещении областного радио. Леонид Сорокин записывал. С тех пор пошло-пошло-пошло. Сейчас Нина Кирсо, когда объявляет меня, мои заслуги в концерте, она обачно говорит: более ста песен для группы «Фристайл». Все время, то руки не доходять посчитать, то доходят, а потом забываешь, потому что еще одна новая песня появилась. Мы же пишем что-то постоянно, все-таки хотим очередной альбом издать не просто ради того, что он альбом, а самые-самые-самые песни туда включить. Но процесс идет, студия новая у нас, мыслей новых много. У нас даже нет уверенности, что все эти новые песни, которые сейчас участвуют в концертной програмне, войдут в очередной альбом.
ВЕД: Звичайно, за роки діяльності і, зокрема, концертної діяльності «Фристайлу», ви побували у багатьох країнах. Зараз можете пригадати, який концерт, який концерт вам запам’ятався найбільше?
КУЗНЕЦОВ: Ну, во-первых, не достижение, а необычность...Был как бы сборный концерт, (фестиваль современной музыки), в городе Кочканар в России. Съемка была. Свердловская киностудия поставила там эффекты всевозможные, в том числе и пиротехнические, и в момент исполнения песни «Больно мне, больно», (а я стоял вместе с барабанщиком нашим на второй линии сцены), смотрю, гитаристы наши с первой линии оглядываются назад немножко...я в конце-концов тоже посмотрел, (ощущение было что как-то спине жарковато). Оказывается, пиротехнические какие-то штучки! Что-то неудачно упало на пропитанный брезент сверху над сценой, и этот брезент загорелся. А что делать? Песню прерывать же не будешь. Анатолий Розанов за пультом сидел — говорит, что все увидели! Оператор, который снимал, хотел — бросать что-то, чем-то помочь? А Анатолий говорит, я его толкаю, давай снимай, — это же уникальные кадры. Потом мы этих кадров как раз и не увидели, в эфир пошло «Бог тебя накажет» и Нины одна песня... Мы допели до конца, (ребята уже у самих ступенек допевали), а я хватаю, неизвестно чьи клавши и тоже вниз.
ВЕД: Що для вас щастя?
КУЗНЕЦОВ: Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть любимое дело, у меня есть любимая работа, у меня есть любимая семъя, любимая жена. Есть философское определение, что счастье сиюминутно. Как я себе это представляю: сейчас ты, условно говоря, счастлив, через секунду прилетел комар тебя укусил, и что-то уже раздражает, уже счастье неполное. Но вот за секунду до этого комара ты был счастлив. Есть еще такое определение, что счастлива корова-рекордсменка в стойле: ее кормят, ее доят и никаких забот. Ну все-таки, счастливый человек — это не Обломов, он не должен целый день валяться в кресле или на диване и созерцать чего-то и говорить: ой, ой, как хорошо, я счастлив. Рано или поздно ему это надоест. Счастье — все-таки занятие любимым делом, чтобы рядом были любимые люди, и чтобы твое любимое дело приносило удовлетворение не только тебе, но и твоим окружающим. Наверное, это так.
ВЕД: На радіостанції «Ваша хвиля» триває програма «Персона грата» і я нагадаю, що сьогодні гостем нашої програми є учасник і вокаліст групи «Фристайл», поет Сергій Кузнецов. Говорили ми про щастя і в такому більш глобальному понятті. Ну а тепер хочеться дізнатися, який момент у своєму житті ви вважаєте найщасливішим?
КУЗНЕЦОВ: Один бы момент не стал бы выделять, потому что в разное время в разные моменты ты чувствуешь себя абсолютно счастливым.
ВЕД: На 10 балів.
КУЗНЕЦОВ: Конечно, конечно. Я, например, был счастлив в момент первой свадьбы своей. Абсолютно искренне говорю: я тогда чувствовал себя счастливым! Ну, потом не сложилось... что ж теперь, но тот момент запомнился. Я был абсолютно счастлив в момент свого второго бракосочетания. Мы просто приехали с женой в ЗАГС, нам вручили свидетельство, поздравили. Я был абсолютно счастливым человеком. Мы приехали туда на автобусе, на автобусе и уехали. В этом тоже есть момент романтики какой-то. Без всяких ленточек, без ничего....
ВЕД: Ну а отакі от моменти, вони впливають на вашу творчість?
КУЗНЕЦОВ: Нет, оно не сиюсекундно, оно, видимо, как-то подсознательно влияет. Дело в том, что окидывая весь, творческий путь, практически все, что написано более или менее по реальным событиям, по реальным следам, практически оно все несчастливое, несчастная любовь из песни в песню кочует. По разным эпизодам можно было в жизни очень много вспомнить. А в моменты счастья, я не знаю, может быть это все концентрировано каким-то образом, что-то там происходит. Нет такой у меня зависимости, не прослеживается, что вот сегодня счастлив — завтра новый текст, новое стихотворение, нет такого, нету. Очень часто бывает, не песенный текст, а просто вот четверостишие какое-то рождается просто само по себе.
Как-то на гастролях... где-то в России, утром просыпаюсь, разница во времени еще плюс, как-то так нехотя просыпаюсь, и смотрю в окно — солнышко и как-то так нарядно. Даже не помню, какое время года было. И чего-то мне... выстреливает строчка: утро бывает разным, и тут же автоматом продолжение, это спросонок называется, — утром бывает разным, вслушайтесь, произнесу. Утро Стрелецкой казни, Утро в сосновом лесу. И меня это настолько поразило...
ВЕД: ... и понесло...
КУЗНЕЦОВ: ... да, что пришлось немножко еще 2-3 куплета дописать, чтобы это худо-бедно закончилось. Такого рода стихотворения попадают на мою страничку в Одноклассники. Вот практически и вся их судьба. А работа над песенным текстом — это все-таки работа. Иногда ходишь, обойдешь всю квартиру кругами, пока найдешь нужное слово. И словари у меня всегда под рукой. А вот один из последних по времени текстов, тоже написался как-то сам по себе. Был на дне рождения в небольшой компании и моя супруга говорит очередной тост: ну что, давайте выпьем за мужчин. И я почему-то именно в этот момент, (фраза, вроде, самая обычная) почувствовал ее музыкальность. Я говорю: секундочку, вы пока наливайте, а я запишу эту фразу. Наутро у меня был готов текст. Я Анатолию Розанову по интернету его переслал, он говорит — совершенно шикарная песня. В принципе то, о чем нас давно просили, потому что после огромнейшего успеха песни «Ах, какая женщина!», постоянно мужики подходили: когда же вы споете, ах, какой мужчина. Мы всегда отнекивались, отнекивались...
ВЕД: В караоке щось потрібно співати ще...
КУЗНЕЦОВ: ... Я уже потом начал съезжать, говорю, ну Пугачева ж спела: ах, какой был мужчина, настояний полковник. — Не, ну это не то, мы хотим, чтобы было что-то типа — ах, какой женщины.
ВЕД: Ви знаєте, коли текст пишеться сам по собі — це талант, від цього нікуди не дінешся.
КУЗНЕЦОВ: Ну, спасибо.
ВЕД: Ви людина зайнята, дуже часто подорожуєте. А чи є у вас час на те, щоб читати?
КУЗНЕЦОВ: О. вы знаете, если окинуть всю прожитую на сегодняшний момент жизнь, то чтение — это одно из моих любимейших занятий. Последнее время, конечно, я с экрана компьютера это делаю, потому что, я не знаю, что здесь было первичным-вторичным, но зрение немножко подупало, и мне не хватает для бумажных книг освещения. То сейчас, слава Богу, очень много книг в электронном виде, я очень люблю читать. Собственно говоря, я, как родители рассказывали, научился читать в 3 г. И уже когда мне было порядка 5 лет где-то, воспитательница в детском саду оставляла на меня детей. Давала мне книжку в руки...
ВЕД: ... казки...
КУЗНЕЦОВ: ... не обязательно... У меня тоже была любимая книга в то время, довольно толстая, Корней Чуковский. «Джек покоритель великанов» и «Доктор Айболит» не в стихах, а именно повесть в прозе. Я с удовольствием много раз перечитывал. У меня, кстати, тоже такое, как фишка, те книги, которые мне понравились, я мог перечитывать по много, много, много раз. Допустим, тот же Дольд-Михайлик «И один в поле воин» я читал, наверное, раз 300, если так вот навскидку сказать. «Три мушкетера», вся трилогия о мушкетерах, аналогично, то же самое. Уже в более зрелом возрасте у меня появился любимейший герой, любимейший писатель. К сожалению, писатель Николай Леонов умер... и вместе с ним, как не только я считаю, а считают многие его поклонники, умер и этот герой. Потому что тот человек, который сейчас выпускает книги под двумя фамилиями, и тот же герой, совершенно другой человек... А тот Леоновский полковник Гуров, ну, это что-то! Очень правильный мент, как сказали бы сейчас. Очень интеллигентный человек и сам язык Леонова, как писателя, настолько своеобразный. Настолько интересно построение фраз у него! Ни у кого я не встречал такого литературного языка , поэтому его с удовольствием перечитываю вновь и вновь.
ВЕД: Ми говорили про початок вашого творчого шляху, ви говорили про те, що вперше почали писати ще в школі. А до цього в дитинстві ким мріяли стати? Чи думали ви, що будете співати, писати пісні?
КУЗНЕЦОВ: Ну, наверное, да, писать песню, может быть, и не было такого, такой мечты, скажем, потому что ну откуда мне было тогда знать, как песни создаются и откуда они берутся. А на сцене себя представлял довольно часто. У меня, от старшего брата досталась метровая линейка, рейсшина такая большая и я туда натягивал рыболовную леску, 4-5, сколько их помещалось, и представлял, что это у меня гитара, стоял перед зеркалом, выделывался... что-то такое. Что повлияло, ну наверное, может быть маленькие музыкальные инструменты, родители в детстве всем покупают, а тут, наверное, родители обратили внимание, что у меня что-то получается. Настоящее взрослое пианино, у меня появилось после 5 лет. И еще, будучи воспитанником детского сада, дед меня забирал из детского сада, отвозил в район ул. Сенная, (Ленинградская была), к учительнице домой и немножко мы музицировали. Конечно, я не думал никогда, что стану профессиональным пианистом. Но, что нас заставляют учить в школе, хоть в музыкальной, хоть в такой, оно, не хочется читать, есть какое-то отторжение. Вот даже книжку «Война и мир» специально сел перечитал и «Анну Каренину» уже в очень зрелом возрасте. В школе не хотелось...
ВЕД: В яку епоху ви б хотіли жити?
КУЗНЕЦОВ: О! вы знаете, я иногда думал над этим вопросом и пришел к выводу, что я все-таки романтик, я, наверно, только в стихах и в текстах своих песенных, а так в жизни я более прагматик все-таки. Потому что много интересных эпох, да, по книгам их знаешь и тут же по другим источникам знаешь об этих эпохах нечто другое. Ну, в эпоху мушкетеров, например, и тут же вспоминаешь, что улицы Парижа были грязные, вонючие в то время. Точно так же, как я говорил о комарах сегодня, да, вот, представляешь себя на каком-то залитом солнцем лугу, хорошо же! И в это время какой-то комар или муха надоедливая, знаете. Поэтому живем, и, слава Богу. Я всегда говорил, что я родился в Советском Союзе, мне нравилось тогда в школе, в детском саду, да и в институте в общем-то, какая-то , как говорил Хазанов в юмореске, «уверенность в завтрашнем дне». Да, мешало что-то другое, какие-то другие, неправильные моменты или раздражающие. Сейчас такой уверенности как бы и нет, вот вчера конец света обещали, а опять отменили. Т.е. опять обманули , понимаете...
ВЕД: ...нам часто щось обіцяють...
КУЗНЕЦОВ: ... да, но зато ты понимаешь , что вот та пословица, что человек сам кузнец своего счастья, она, наверное, имеет место быть.
ВЕД: В мене залишається 2 питання і вони, можливо, є найцікавішими, в усякому разі з моєї точки зору. Перше питання, це рейтинг власного вашого життєвого успіху за 10-бальною шкалою? Скільки б ви собі поставили?
КУЗНЕЦОВ: Я думаю, 9 поставил, потому что лучшая песня еще не написана, наверное. Хотя когда я скажу, что вот это лучшее из того, что я написал и больше ничего лучшего не напишу, тогда зачем жить дальше?
ВЕД: Ну і друге питання, воно, можливо, якесь трохи дивне... але.. Чому стільки так багато пісень про рози — (троянди українською), як ви думаєте?
КУЗНЕЦОВ: Вы знаете, мы тоже обратили на это внимание и даже когда разыгрывали 2 билета на наш юбилейный концерт в Киевском Дворце спорта 2 года назад, один из вопросов был следующим: в скольких песнях группы «Фристайл» упоминаются розы?... и какие именно? Там были и ледяные розы у нас, и красные, и черные, желтые и белые...Почему розы? В принципе мы знакомы с хорошим человеком одним, директором подмосковного совхоза, который выращивает исключительно розы. Он подарил нам в свое время книжку «Роза — королева цветов». Вот, наверное, название этой книжки — видимо, емкий ответ на ваш вопрос в кратком виде. А что касается цветов, то у нас их много вообще в текстах... Еще ж понимаете, в песенном тексте очень важно, чтобы и слова были поющиеся, распевными. Допустим, ну не буду сейчас приводить пример, может быть, у коллег есть песни с такими словами и будет обидно, ну, в общем, есть какие-то слова, которые либо надо как-то хитро мелодию построить, чтобы они распелись, чтобы они легли на душу, легли на слух. Ну а вообще цветы в поэтическом творчестве, в человеческой судьбе... Лучше всех сказал, наверное, Гамзатов в свое время в песне «Есть глаза у цветов», что даже мы уходим, и в прощальный час, провожая из родного края, разные цветы глядят на нас , нам вослед головками кивая. А я более в прозе развил этот момент , допустим, цветы сопровождают человека всю жизнь. Вот с первых минут или первых дней его жизни — счастливый отец встречает маму с ребенком у двери роддома с цветами. В первый класс 1 сентября он идет с цветами. Выпускной — цветы, ухаживание, свадьба — цветы, и в конце концов, то, что сказал Гамзатов, действительно, в конце тоже провожают нас цветы.
ВЕД: Ну що ж, дякуємо, що сьогодні суботнім ранком завітали до прямого ефіру радіо «Ваша хвиля» у проект «Персона грата». Бажаємо вам, щоб, ну ви хочете ще написати пісню свого життя, так? Для того, щоб було 10 балів.
КУЗНЕЦОВ: Спасибо.
ВЕД: Ще раз вам дякуємо, бажаємо вам новорічних свят приємних, аби все у вас, у вашій сім’ї, у вашого колективу було гаразд.
КУЗНЕЦОВ: Щиро дякую, з Новим роком!
ВЕД: Перед мікрофоном працював Дмитро Канюка. Почуємось!