7.12.2010 | 20:00

Глава 2. От призвания князей до разрушения Киева Батыем. Очерк первый: Начало украинской государственности. Часть четвертая: Призвание князей. Рюрик.

Рюрик Рюрик

«Пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами. Собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли» — примерно в таких выражениях описывает начальный летописец события, приведшие в итоге к появлению государства у восточных славян. Варяги, по словам того же летописца, незадолго до этого и так владели племенами новгородских словен, чуди, мери, веси и кривичей и брали с них дань. Но их прогнали «за море», а потом опять позвали. Не знаю как кому, а мне подобный ход событий кажется, по меньшей мере, странным. Я думаю, что никто варягов не звал. Как люди самодостаточные и уверенные в себе, они пришли сами, захватили (по другим данным срубили) город Ладогу, имея цель, как я уже отмечал выше, поставить под контроль торговый путь из Балтийского к Чорному морю. Попутно, они в очередной раз обложили данью окрестные племена. Версия, может, и не очень патриотическая, но, как мне кажется, даже большая любовь к родине не дает нам права считать наших предков дебилами. Ведь не будете же вы, вступив в конфликт с соседом по поводу очередности уборки на лестничной площадке, привлекать к его урегулированию вооруженного кровожадного бандита, способного лишить вас обоих не только квартир, но и жизни. Почему же мы считаем, что на подобные поступки были способны наши (хотя, скорее, не наши) далекие предки?

Так или иначе, но, ориентировочно, в 862 году, варяжский конунг Рюрик с братьями, а может и без оных, но с родственниками и дружиной, обосновался в устье Волхова. Место его дислокации, подальше от племенных центров аборигенов, поближе к морю и родине, в очередной раз обращает внимание на тот факт, что пришлые варяги не чувствовали себя на славянских и финских землях «дорогими гостями». Отметим так же, что, вероятно, уже в 864 (а может и в 874) году славяне, возглавляемые неким Вадимом Храбрым, попытались снова прогнать скандинавов со своих земель, но потерпели поражение. Вадим был убит, уцелевшие заговорщики бежали на юг, очевидно в Киев. Варяжское княжество Рюрика отстояло свое право на существование.

Укрепившись в Ладоге, и взяв, таким образом, под контроль начало великого водного пути, варяги предприняли попытки распространить свое влияние и на другие его участки. Не известно, обязаны ли мы появлением других варяжских княжеств целенаправленной и спланированной деятельности Рюрика, или это была частная инициатива других, не оставивших своих имен в истории скандинавских купцов и воинов. Как бы то ни было, но подобные образования возникли в Киеве, Изборске, Белоозере, Ростове, Полоцке. Как и в случае с Ладогой, варяги рубили города, укрепляли их и, по возможности, облагали местные племена данью. Судя по всему, особого сопротивления последних они не встречали. Во всяком случае, летописец не сообщает о каких либо стычках или битвах. Привыкшие за сотни лет «платить», славянские и финские племена, очевидно, и не подозревали, что бывает по-другому. Скандинавы же, ни на что большее, как на легкую дань и не претендовали. Славянские земли, как ресурс для производства и сами славяне, как работники, их не интересовали, в принципе. Это взаимопонимание и послужило базисом «общественного договора» между пришлыми воинами и местными земледельцами и охотниками, на основании которого и возникла в последствии, объединив варяжские княжества с туземным населением, Киевская держава.

О деяниях Рюрика практически ничего не известно. Говорят,* что он срубил несколько городов, включая Новгород. Говорят, ** что уже из Ладоги, он зачем-то ездил в Европу, где вел какие-то переговоры с франкскими и немецкими королями. Говорят, *** что он успешно воевал с хазарами, завоевывал и облагал данью все новые и новые племена. Проверить эти сведения не представляется возможным, хотя любители исторических реконструкций, вполне, могут использовать их для подпитки своей бурной фантазии. Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына, которого звали Ингвар (по нашему — Игорь), то есть «младший». В виду малолетства Игоря, власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. «Хельги» — титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь».

Со смертью Рюрика, очевидно, закончилась история Ладожского княжества. Варяжские дружины, возглавляемые Олегом, ушли на юг, в Византию. Может быть, какая то часть скандинавских воинов и осталась в Ладоге или Новгороде, но об их дальнейшей судьбе история умалчивает. Точно так же не вспоминает летописец и о том, как жили и как рядили, оставшиеся без «варяжского управления» жители северных славянских и финских земель.

Так откуда и зачем появилось в летописи замечательное предание о призвании князей? Надо сказать, что аналогичные легенды, связанные с зарождением государственных институтов, есть у многих народов Европы. Так, предание о Рюрике едва ли не дословно совпадает с рассказом Видукинда Корвейского о приглашении саксов бриттами. Учитывая этот факт, некоторые исследователи полагают, что сказание о призвании варягов не имеет никакой исторической ценности, а «является изложенным библейским слогом рассказом, сочиненным применительно к чертам еврейской истории периода «судей». **** Появление в летописи предания и призвании, по мнению некоторых историков,***** было вызвано необходимостью предать правлению скандинавской династии в Киеве легитимный характер. Идея призвания, как формула правомерной власти, возникающей из договора, имеет целью оправдать претензии Рюриковичей на все Русские земли. Думаю, прав Ключевский, говорящий о том, что «сказание о призвании князей, как оно изложено в Повести, совсем не народное предание, не носит на себе его обычных признаков: это — схематическая притча о происхождении государства, приспособленная к пониманию детей школьного возраста». А глубже и сложнее нам и не надо.

Борис ЛОЗОВСКИЙ

________________

* Соловьев
** Данилевский
*** Шамбаров
**** Барац
***** Ключевский

История украинцев

Про проект

Редактор проекту:
Борис Лозовский

История украинцев
11