Розмір тексту

Глава 1. От сотворения мира до призвания князей. Очерк второй, предисторический. Часть четвертая. Быт. Нравы. Верования.

Леший — сверхъестественное существо славянских преданий
Леший — сверхъестественное существо славянских преданий | onelegend.ru

О нравах славян предисторического периода судить сложно, в виду практически полного отсутствия информации. Тацит говорит о том, что подобно германцам славяне строят дома, носят мечи и сражаются пешими, чем кардинально отличаются от сарматов. Одни писатели хвалят славян за искренность, другие ругают за вероломство. Существует предположение, что «между славянами господствовали постоянно различные мнения; ни в чем они не были между собою согласны, если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому».* Читаешь подобные сообщения, и диву даешься — как будто сегодня написано!

Если верить Маврикию, то дома свои строили славяне в недоступных местах, вблизи рек и озер. Из соображений безопасности устраивали в своих домах несколько выходов, все необходимые вещи прятали в земле, «не имея ничего лишнего наружи, но живя, как разбойники». Прокопий указывает на неопрятность наших предков, говоря о том, что «они покрыты грязью и всякою нечистотою». Несомненным есть факт распространения многоженства у славян, которое нередко обеспечивалось похищением женщин друг у друга. Иностранцы хвалят наших предков за гостеприимство, отмечая тот факт, что кража для угощения, считалась делом благим и не наказывалась.

Как и большинство арийских племен, славяне поклонялись физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям. Особенностью есть то, что в религии наших предков напрочь отсутствовал героический элемент, который имел огромное значение в верованиях, например, германцев. Объясняют это тем, что «между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей-героев, и что переселения их совершались в родовой, а не в дружинной форме».** Даже информацию о легендарном Боже мы черпаем не из собственной исторической памяти, а из рассказов иностранцев.

Вопросы культа и богослужений находились у славян в зачаточном состоянии. Жреческое сословие так и не было сформировано. Отсутствие жрецов частично компенсировалось наличием большого количества волхвов, гадателей, кудесников, ведунов и ведьм. О волхвах славянских мы знаем очень мало, но нет сомнения, что они имеют тесную связь с волхвами финскими по близкому соседству и союзничеству этих двух народов, тем более что по принятии христианства, волхвы преимущественно являются на финском севере и оттуда мутят славянское народонаселение. Отсутствием жрецов, как класса, наверное, можно и объяснить отсутствие у наших предков всякого подобия культовых сооружений. Летописи молчат о событиях, связанных с разрушением храмов древней веры, или устройства в них церквей после принятия христианства. Местами проведения религиозных обрядов, включая жертвоприношения, были, очевидно, естественные капища, прежде всего многоветвистые деревья, преимущественно дубы. Дерево при этом освящалось и становилось само предметом благоговейного уважения, как местопребывание богов, куда они стекались для принятия жертв.

Основные праздники древних славян, слегка адаптированные под христианскую веру, дошли до наших дней. В конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда свет начинал брать верх над тьмой, праздновали Коляду, праздник, совпадающий теперь с праздником рождества Христова. Вторым большим праздником считается масленица, выражающая радость по поводу ухода зимы и встречи весны. В этот день, наши предки водили хороводы, «религиозное значение которых и отношение к солнцу не подлежит сомнению». *** 23 июня, в день летнего солнцестояния отмечали день Купалы. Самая короткая ночь в году предназначалась для восхваления огня и воды, почитанию духов предков, гаданиям и веселью. С принятием христианства, праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.

Борис ЛОЗОВСКИЙ

__________________________

* Соловьев
** Соловьев
*** Соловьев

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему