13.01.2011 | 9:12

Старый Новый год — без бутылки не разберешься

«Скоро Старый Новый год!». Это словосочетание однозначно выделит вас как человека нашего, ибо только мы имеем два Новых года, имеем благодаря жизни, протекающей между временем, новым и старым.

Нормальный человек, вкусивший среднего образования, даже современного разлива, как будто бы знает о существовании «старого» и «нового» временных стилей. Но опыт показывает, что не смотря на кажущуюся понятность, вопрос этот для многих остается сложнее «теоремы Ферма».

История вопроса

папа Григорий XIIПапа Григорий XII

Итак, 4 октября 1582 года взамен старого юлианского календаря, хитрый папа Григорий XII (до него пытались Павел III и Пий IV) на основе проекта врача и математика Луиджи Лилио ввел новый «именной» календарь. Тогда следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября (т.е. сдвижка на 10 дней). О причинах писать очень долго, но официально они касались разночтений в днях Пасхи. Хотя тот период истории характеризуется полным коллапсом католицизма, его дискредитацией, за которыми пришла уничтожающая все и вся Реформация. Папе нужно было заставить общество вздрогнуть, и он ответил на Реформацию реформой времени....

Папа направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь, но оно было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. Кстати, начавшееся брожение в тогдашней России, было жестко придавлено Иоанном Грозным, потому в России не появились протестанты и сохранился старый календарь.

А что в империи?

Вопрос о реформе календаря в России поднимался неоднократно. Его инициативу приписывают Петру 1, приводя в пример изменение дня празднования Нового года. Несомненно, царь, бывавший в загранкомандировках, привез дату празднования «оттуда», но Петр не нарушал канонов и не менял календарей. Было перенесено лишь празднование, которое теперь приходилось аккурат на окончание Филиппова поста и праздник Рождества.

Потом «перейти на григорианский» предложила Российская Академия наук в 1830 г. Но министр народного просвещения князь К. Ливен представил в своем докладе Николаю I реформу как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Новшества отложили, государство оставалось в покое.

В 1899 г. при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. В состав этой Комиссии входил и Д.И. Менделеев. Комиссия готовила реформу юлианского календаря, а не замену его григорианским. Как говорится, без бутылки в таком вопросе было не разобраться, но к тому времени Менделеев уже изобрел в 1865году водку и потому (конечно, шутка) решение было принято — реформу времени не проводить.

«До основанья, а затем...»

Увы, но потом появились реформаторы другого толка, они рушили не только календари, они рушили храмы, Веру, традиции. 24 января был принят Декрет о введении западноевропейского календаря. В Декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами счисления времени СНК постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. Для этого: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 и т.д.». Как относилась к нововведениям Центральная Рада пока не ясно, оттого процессы шли параллельно.

Началось давление на церковь, и она пыталась противостоять, но с ЭТИМИ подобное было невозможным. Любопытно, что белогвардейцы продолжали употреблять юлианский календарь.

Что по-сути?

Самым сложным вопросом «старо-ново-стилья» есть увеличение разницы между двумя календарями.

Причем при переводе дат с юлианского календаря на григорианский, следует помнить, что разница между ними — число непостоянное. В год реформы 1582, отставание юлианского календаря от григорианского составляло 10 суток. В дальнейшем через каждые 400 лет разница увеличивалась на трое суток. В результате в XX в. разница достигла 13 суток.

Увеличение разницы между календарями происходит за счет добавочного дня в юлианском календаре в годах, которыми кончаются столетия, т. е. за счет 29 февраля 1700, 1800, 1900 гг. По юлианскому календарю февраль этих лет имеет 29 дней, а по григорианскому — 28 дней. Следовательно, с 1 марта 1700 г. разница между календарями будет 11 дней, с 1 марта 1800 г. — 12 дней, с 1 марта 1900 г. — 13 дней. Разница до 14 дней увеличится с 1 марта 2100 г., так как 2000 г. был високосным по юлианскому и Григорианскому календарю и разница с 1 марта 2000 г. не увеличится, оставшись в 13 дней. По сути, изобретение папы Римского запутавшего всех нас, сегодня в отношении исторических дат, лишь указывает, когда мы отмечаем конкретную дату нынче. Так говорит наука.

Если кто-то разобрался вместе с нами, мы за это рады!

Подготовила Оксана ЛЕМЕШКО, «Полтавщина»

Суспільство