28.11.2010 | 14:18

Мамай: путь к власти и слава потомков

Хан Мамай Хан Мамай | Источник: orei.lj.ru

Сегодня фамилия Мамай в Полтаве получила особое и новое значение. Однако это собственное наименование было весьма популярно на протяжении нескольких столетий, более того, некий «казак Мамай» на Украине является едва ли не культовой фигурой

Появление в городе нового мэра, почти мистическое совпадение этого события с юбилеем «Мамаева побоища 1380 года», естественно, привлекли внимание к исторической персоналии Мамая

Могущественный «недо-хан».

Путь Мамая к власти был тернист и скользок. По сути, выскочить в первые ряды ордынских правителей ему помогла «великая замятня» — эпоха кровавых междоусобиц, уничтоживших монгольское господство.

Раздоры начались после того, как Узбек и Джанибек, приняв ислам, оттолкнули от себя степняков, которые сражались за совесть и славу предков. После этого в Орде начинается серия VIP-убийств.

Хана Джанибека убил Бердибек, его — авантюрист Кульпа, выдававший себя за сына Джанибека. Именно здесь прекратила существование родословная Батыя.

Кульпу убил Навруз, которого в свою очередь убили люди Хыдыр-бека (Хызра), которого убил его собственный сын Темир-ходжа в 1361 году.

В это время в летописях появляется имя Мамая — темника (тысяцкого) из клана Киятов. Мамай был человеком знатным, что дало ему возможность взять в жены дочь Бердибека. Но он не был Чингизидом и потому не имел прав на ханство, отчего называть Мамая ханом — ошибочно. Но тогда в степи шла гражданская война, и Мамай стал ее активным участником.

Мамай. Автор Виктор МоторинМамай. Автор Виктор Моторин

Именно Мамай при помощи некоего шауры Абдаллаха убил негодяя Темир-ходжу, взял штурмом столицу Сарай, но после уходит на правый берег Волги, оставив Орду на внутренне загнивание, во время которого усилился и окреп хан Тохтамыш (которому тоже было суждено связать свою жизнь с Полтавщиной).

Армия Мамая не разложилась вместе с Золотой Ордой и он даже мог менять Чингизидов. Полностью уничтожить Орду ему — господину Северного Причерноморья и Крыма — мешало наличие организованных и смелых кочевников Тохтамыша, нехватка денег для косогов-наемников и отсутствие надежного союзника.

Правитель-западник

Союзников он нашел в Крыму, где генуэзские купцы не только стали его финансировать, но и помогли с наемной европейской пехотой, наличие которой в конной «монголо-татарской» армии выглядело оригинальным.

Среди врагов Мамая была и Москва, отчего он быстро сближается с литовцами. Мамай договаривается с князем Ольгердом, что не будет мешать в войне литовцев против ханов Кок-Орды. По большому счету, именно благодаря Мамаю литвины победили татар в 1362 году у Синих вод, а после заняли Киев, Путивль, Чернигов и Курск.

Опираясь на мирные соглашения, в 1375 году Мамай же вернул контроль над Подольем и Северщиной. А потом он взялся за Московию, хотя и здесь были сторонники Мамая — бояре и даже духовник князя Дмитрия — Митяй. Сам Дмитрий получил ярлык на великое княжество из рук Мамая в 1371 году.

От позора поражения — к славе потомков

Как известно противостояние Дмитрия и Мамая начиналось паритетно. Арапша (Араб-шах) разбил русских не реке Пьяне, а после сам Дмитрий отомстил татарам, уничтожив отряд мурзы Бегича. Но 630 лет назад, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле войска Мамая были наголову разгромлены. Тот с остатками войска бежал.

На реке Калке беглец встретил врага Тохтамыша. Воины Мамая приняли присягу Чингизиду, хотя и не выдали своего вождя. По одной из версий Мамай из рода Киятов был убит генуэзцами в Кафе 28 ноября 1380 года.

А вот сын Мамая Мансур убежал в Литву, где обрел почет и получил земли. Наиболее серьезным исследователем потомков Мамая является советский историк А. Шенников. В своих размышлениях («Княжество потомков Мамая») он опирается на три текста: «Келейную книгу», «Синодальный список» и «Бархатную книгу».

Вот один из предлагаемых текстов: «[А у Мамая Царя] сын Мансур-Кият, а у Мансур-Кията дети Алекса а другой Скидырь. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы меньшой сын Скидер (Скидырь) поймав стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын Алекса остался на тех градех преждереченных».

Монгольские воиныМонгольские воины. XIII век. Автор: А. Ежов

Историк полагал, что Мансур с сыном Алексой осел на Полтавщине, а сын Скидер ушел на юг. Любопытно, что это косвенно подтверждается фактом, когда в конце XVIII века в Турцию эмигрировало несколько групп северо-причерноморских ногайцев, среди них имелась группа, которую русские называли «мамаевцами».

Далее Шенников и его сторонники утверждают, что Алекса или как его еще называют Лексада Мансурканович, крестился у Киевского митрополита и получил в крещении имя Александр. Сын Александра Иван, согласно «летописным исследованиям» Шенникова, получил в жены дочь Острожского князя Данила Настасью.

Именно Иван Малой (или как его называют в некой летописи «Иван Мамай») якобы спас князя Витовта от гибели после катастрофического поражения в битве на Ворскле 1399 года, после чего тот и получил в наследование Глинск и Полтаву, отчего и стал по прозвищу «Глинским».

Дальнейшее же рассмотрение биографии семьи Глинских (а именно их, часть историков считает потомками сына Мамая Мансура) приведет нас к удивительной истории красавицы Елены Глинской, которая, став супругой московского князя Василия III, станет матерью первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного!

Кстати, возможно именно статус русской царицы даст повод не афишировать своих возможных предков, отчего «мамайская история» так наполнена домыслами и мифами.

Who is «kozak Mamay»?

Знаменитые на Украине портреты бравого веселого дядьки с шаблюкой и бандурой давно интересуют искусствоведов и этнографов. Суммой их выводов можно считать гипотезу о происхождении прототипа картинок из «севрюков». «Севрюками ворскольскими» именовали этнические группы населения XV- XVI веков живших в бассейнах Ворсклы и Сулы, до среднего течения Десны. При этом, характерно, что наиболее распространена была эта картина именно на Полтавщине.

Казак Мамай

Возможно, пограничье с Диким полем, наличие здесь неких потомков татар, ассимилировавшихся с местным населением, которых наши предки связывали с потомками Мамая и привело к созданию этого художественного образа. Хотя ряд исследователей идут дальше и заявляют о возможности факта традиции образования так называемых «генеалогических родов». Группа населения, давно вышедшее из родового строя и имевшее территориально-общинное устройство, принимала название какого-нибудь настоящего древнего рода или новое название. Главу рода изображал из себя выборный военачальник или авторитет, прославившийся своей защитой населения от врагов. Такой «род» мог иметь тщательно разработанную, пусть даже фиктивную родословную. Так и появился легендарный «казак Мамай», именем которого впоследствии прикрывались гайдамацкие повстанцы и даже атаманы гражданской войны. Но теперь атаманов вроде бы нет. Теперь все по-другому.

Виктор ШЕСТАКОВ для «Полтавщины»

Суспільство