11.11.2010 | 8:58

Патроны и клиенты в полтавской политике

Анализируя разнообразную информацию, которая появилась в Полтаве после выборов, невольно пришлось вспомнить историю Древнего Рима. Где аналогия? Но удивление возникает только сразу. Два разных социума, разные представители народов и времён удивительно похожи, если разобраться

Дело в том, что удивляет просто мгновенные изменения в стилистике написания отдельных новостей в газетах нашего города, которые связаны со сменой власти. Вместо пламенных речей в защиту одного известного человека, теперь одни и те же уста извергают не то чтобы гневные обличительные филиппики, но размышления с саркастическими нотками.

Что же произошло с этими писателями? Может, их душили цензурой, а семью держали в заложниках? Ведь, казалось бы, только какими-то сверхъестественными методами можно заставить свободного человека человека сначала петь осанну правителю, а потом с таким же рвением изобличать его как «врага народа».

Легкое отступление в роковые 30-е

Термин «враг народа», кстати, употреблен не зря. Какая-то бериевщина во всем этом есть. Какой-то легкий психоз, когда ты сидишь на собранном чемодане с сухарями и теплыми носками, определенно присутствует.

В далеком, но памятном 37-м году, таким писателям очень трудно было держать нос по ветру, да и поисковых систем вроде «гугла» у них не было. Например, сегодня пишешь о герое революции, а завтра этот герой – уже шпион 12 разведок мира и вообще редкостная сволочь. Понятно, что писатель при таких политических метаморфозах и собственных «ляпах» испытывает нервную дрожь и усаживается на уже упомянутый собранный чемоданчик. Ведь не ровен час, а постучат же в двери облаченные в кожу товарищи: «Гражданин писатель, это не вы ли написали дифирамбы врагу народа? Спускайтесь, машина уже подана». И нет писателя. И семьи его тоже.

Обязанности клиентов в Древнем Риме

Однако, как и обещали, приглашаем найти истоки всего этого ещё глубже – во тьме рабовладельческого Древнего Рима.

Именно там мы встречаем патронов и зависимых от него клиентов. Патрон в римском праве – знатный гражданин, покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов.

Клиенты, в свою очередь, должны были каждое утро приветствовать своего патрона в его доме, выполнять функции посыльных, быть его личной охраной или клакёрами при выступлениях. Если патрон хотел выдвинуть свою кандидатуру на государственную должность, клиенты были обязаны голосовать за него на народных собраниях. Однако, после того как были приняты законы, установившие голосование посредством табличек, проверка на верность патрону стала невозможной. Это было довольно удобно для клиентов, поскольку многие из них имели нескольких патронов и от этого страшно мучились в сомнениях о том, за кого отдать свой голос.

Клиент нигде не работал, так как кормился со стола патрона. Самая нехитрая обязанность клиентов состояла в том, чтобы ходить по улицам за своим патроном и выкрикивать что-то вроде: «Наш Луций Публий – самый, самый, самый…» Если же такое шествие натыкалось на противоположное, то между клиентами возникала жестокая драка.

Ежедневный быт клиентов

Клиент имел право быть приглашенным к столу патрона (нередко это было единственной возможностью отведать горячей пищи, ибо в римских квартирах кухни отсутствовали, и готовить было негде) или получать от него съестное в корзинке, которая именовалась sportula – позднее так стали называть ежедневно выплачиваемую клиентам сумму в 25 ассов. Однако, если патрон был болен или сказался таковым, то клиенты ничего не получали.

В день рождения патрона или в какой-либо знаменательный день клиенты могли рассчитывать на довольно значительные подарки. Приглашение к столу часто превращалось для клиента в источник унижения: угощение могло подаваться так, что из-за блюд клиентам приходилось чуть ли не драться. Зато клиент имел право унести с собой в принесенной из дому салфетке все, что ему удалось схватить с обеденного стола. Так что в удачный день клиент мог не только насытиться сам, но и принести гостинцев семье. Изредка уважаемым клиентам угощение могло присылаться на дом самим патроном.

Происхождение клиентов

Клиентами обычно становились или обедневшие патриции или отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона), которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время. Патрон защищал клиента вне этого семейного общежития, прежде всего, в суде. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией.

И хотя такие взаимоотношения давно распались с гибелью самого Рима, видимо, природу человека не изменить.

Ян ПРУГЛО, «Полтавщина»

Суспільство