Розмір тексту

По чесноку, так по чесноку

Суржик
Суржик

Привет, Ян

Еще раз перечитал твою статью о «врагах» и «быдле». Не один раз мы с тобой спорили на эту тему. И вот ты вынес её на общественное обсуждение. Думаю, ты поступил правильно, поскольку одним из предназначений свободных СМИ, как раз, и является функция постановки острых вопросов и инициирование общественной дискуссии с целью нахождения ответов на эти самые вопросы. А поскольку формат комментариев не позволяет мне выказать свое отношение к написанному тобой, я решил ответить в расширенной форме, благо, что «Полтавщина» дает мне такое право.

По-польтавськи

Первый твой тезис, как я его понял, состоит в том, что считаешь, что люди, разговаривающие на «суржике», заслуживают, в лучшем случае, легкой иронии («Як пройти до Полтавського горісполкому»), но никак не презрения и оскорблений. Что касается оскорблений — согласен. Но вот, что касается, безобидности «суржика» — есть вопросы.

Еще древние греки называли людей, не умеющих правильно изъясняться по-гречески, варварами. Что нам греки, — спросишь ты? Они нам не указ? Возможно. Но ведь во многом из-за трепетного отношения к языку появился миф о чопорности англичан. Ни один уважающий себя француз не станет употреблять в своей речи арабские слова и фразы, даже не смотря на то, что на улицах Марселя и в сборной Франции по футболу арабов не меньше, чем французов. Гвардиола на послематчевых прессконференциях всегда говорит по-каталонски, хотя отлично знает и испанский, и итальянский, и английский. Ну, нам то что? У советских собственная гордость.

Противнее всего, что существование «суржика» есть ничем иным, как нежеланием многих людей научиться грамотно говорить и писать на трех языках (наш двуязычный «суржик» в последнее время обогатился английскими словами — ок, сори, и т. д.) Куда проще лепетать на варварской (это не я, это — греки) солянке. Хочу добавить, что не может человек считаться культурным, если он не умеет правильно есть, правильно говорить, правильно одеваться, правильно вести себя в обществе. Во всяком случае, меня так воспитывали, говоря, что говорить на кофе «оно», так же некрасиво, как и ковыряться в носу.

Что плохого в слове «сознательный»?

Ян, в своей статье ты, как мне кажется, неоправданно часто используешь один и тот же полемический прием — берешь в кавычки определенный слова и выражения, или добавляешь к ним меняющее смысл слова прилагательное — «незалежность», «национального возрождения», «свидомых украинцев», «профессиональным патриотам» «профессионального борца-патриота с защемленным чувством квасного патриотизма» и т. д. Прием беспроигрышный но, с моей точки зрения, не очень честный. Ну да ладно. Вопрос в другом, чем тебе так не угодно, слов «сознательный»?

Вынужден привести выдержки из толкового словаря. «Сознательный — а) обладающий сознанием, б) опирающийся на систему каких-либо воззрений, в) обладающий ответственностью, правильно понимающий, оценивающий окружающее». Какое из этих определений ты считаешь ругательством?

Про себя могу сказать, что считаю себя сознательным, или, если хочешь, свідомим украинцем, пусть это слово, с подачи разных одиозных деятелей, типа Олеся Бузины, приобретает черты ругательства. Я сознательный, так как опираюсь на систему воззрений, состоящую в том, что на территории государства Украины интересы украинских граждан, интересы украинских предприятий, интересы украинской культуры должны иметь приоритет. Более того, как и требует толковый словарь, я считаю себя ответственным за судьбу государства Украина, и при этом, хочу заметить, не прошу за это ни денег, ни должностей,

Как школьнику драться с отборной шпаной?

И последнее — «тема квотирования национального продукта и постоянные скандалы вокруг этого». Рассмотрение этой темы в том ракурсе, в котором рассматриваешь её ты, действительно, сродни шулерству. Ты спрашиваешь: «В нашем случае кто мешает создать альтернативу „российской попсе“? Или, на крайний случай, создать попсу украинскую?» Давай пойдем дальше. Если тебя избили и ограбили в подворотне, зачем звать милицию? Почему бы не ходить в спортзал и не научиться отбиваться от бандитов при помощи приемов киокушинкай, Масутацу Ояма нам в помощь? Или может решать проблему в комплексе — я тренируюсь, милиция страхует?

Общеизвестно, что мир изменился и аннексии давно не в моде. Сильные государства предпочитают подчинять слабые путем экспансии экономической и экспансии культурной. В вопросах борьбы с экономической экспансией все понятно — никто не против разумной поддержки отечественного производителя. Почему мы отказываем себе в праве защищаться от экспансии культурной? Тем более, что это общемировая практика. Квотирование национального продукта на радиостанциях и телеканалах — дело обычное во многих странах. Невозможность победить Голливуд в конкурентной борьбе совсем не означает, что национальное кино необходимо похоронить.

Прошу так же учесть, что в нашем случае честной конкурентной борьбы как раз и нет. Правительство сопредельного государства ведет политику культурной экспансии на государственном уровне, вкладывая в это средства, сопоставимые с бюджетом Украины. Фильмы, сериалы, книги, клипы, зачастую явно не дружественные («вы мне еще за Севастополь ответите» и т. д.) пользуются государственной поддержкой и средствами из госбюджета. Как же тут не защищаться? Кроме всего прочего, отсутствие квотирования ослабляет мотивацию ТВ и радиостанций создавать свой продукт. Это хлопотно и затратно. Лучше за недорого купить чужое. Но если к перекупщикам на рынке многие граждане относятся с нескрываемой неприязнью, зачем же поощрять перекупщиков от шоу-бизнеса и кинематографа?

Засим откланиваюсь. Готов выслушать твои возражения, а так же позицию тех, кто не любит «свидомых украинцев», и тех, кто считает нехожим писать о столь возвышенных вещах на языке вероятного противника.

А. ПОЛІТИЧНИЙ, виртуальное агентство «Продам идею»

Останні новини

Полтавщина:

Наш e-mail:

Телефони редакції: (095) 794-29-25 (098) 385-07-22

Реклама на сайті: (095) 750-18-53

Запропонувати тему