14.08.2011 | 17:12

Успенский пост продлится до 28 августа

14 августа православные христиане отмечают праздник Изнесения честных древ Креста Господня и память ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день в храмах совершают молебны, освящают цветы, воду, мак, мед.

Церковнославянское название этого праздника — «Происхождение честных древ...» — не совсем правильный перевод греческого слова, означающего торжественную процессию, или крестных ход. Праздник был установлен в Константинополе в IX веке. Греческие источники говорят о происхождении праздника следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (то есть в соборе Святой Софии — ред.). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения». Согласно богослужебному уставу, этот день относится к числу «малых» праздников, однако, имеет один день предпразднства. На утрени, во время пения Великого славословия, из алтаря на середину храма выносится украшенный цветами и травами крест. Далее совершается поклонение кресту и помазание освященным елеем, как это принято в праздники. После литургии 14 августа совершают чин малого освящения воды (водосвятный молебен). В дореволюционном Киеве на Первый Спас (одно из названий этого праздника в народе) после литургии из многих церквей выходили крестные ходы, которые направлялись к Крещатицкому источнику, где когда-то крестились сыновья равноапостольного князя Владимира. На этом месте, теперь это неподалеку от Пешеходного моста, установлена колонна Магдебургского права. Тут торжественно служили водосвятный молебен.

Также в народе этот праздник называют «Маковеем» — благодаря памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев (166 год до Рождества Христова), которая совершается в этот же день, и не имеет никакого отношения к маку. Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до н.э. от сирийского царя Антиоха Епифана. Почитаются Православной церковью в лике мучеников, память совершается 1 августа (по юлианскому календарю). Мощи семи святых мучеников Маккавеев хранятся в базилике святого апостола Андрея в Кёльне (Германия). По традиции в этот день освящают не только воду, но и мак, васильки и мед нового сбора. Именно поэтому праздник получил также название «Медовый Спас».

Успенский пост, который начинается также в этот день, имеет фиксированные даты. Он длится ровно 2 недели, от 14 до 28 августа. Этот пост уже считается осенним, и, действительно — он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю — церковное новолетие. Успенский пост — единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения — один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице...» — напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении — вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа — как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

По происхождению этот Богородичный пост — самый молодой. Он не был общеизвестен еще в XIII веке.

Василий ФАЗАН

Суспільство